ТАТЬЯНА ГАРБУЗОВА
Конспект НОД «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
«Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы»
Воспитатель Гарбузова Т. П.
Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
«Познание»
развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
«Коммуникация»
развивать монологическую речь детей;
развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
«Социализация и труд»
развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим;
«Чтение художественной литературы и музыка»
поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок; способствовать выразительному чтению стихов,
продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Методические приемы:
рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.
Оборудование: Карта Кемеровской области, иллюстрационный материал лекарственных растений, Гербарий “Лекарственные растения”, раздаточный материал д/и “Разрезные картинки”, карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение (мр-З проигрыватель) А. Вивальди “Пришла весна”, “Звуки леса» мультимедиа для просмотра презентаций “Лекарственные растения Кузбасса”.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Айболита и дальше ведет диалог с
детьми от его лица. (Можно самому педагогу принять образ доктора, надев халат, колпак и
очки.)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел добрый доктор Айболит, поздоровайтесь с ним.
Айболит: Здравствуйте, дорогие друзья! Я тоже очень рад нашей встрече. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие - по Экологической тропе нашего края. давайте вспомним как называются край (место, область, город где мы с вами живем?
(Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание на карту Кемеровской области, уточняя у детей названия (Кузбасс, Кемеровская область, Верх-Чебула).
Вы уже много знаете о разнообразных растениях нашего края. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Вы согласны со мной? Тогда скажите какую пользу приносят растения?
(Ответы детей.)
Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них — лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (Ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
(Ответы детей.)
Маршрут нашего путешествия называется «Лекарственные растения Верх-Чебулы». Во время
путешествия вы узнаете много нового и интересного. Вы готовы? Тогда в путь!
Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения.
Остановка. Лесная поляна. На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей.
Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только они от вас спрятались под этими листьями. Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.
дети делятся на подгруппы( 2-З человека) и проводится д/игра “Собери картинку”. (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений : ромашка, подорожник, одуванчик; потом разрезаются на 8 разных частей.)
Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Это все лекарственные растения.
Вам они знакомы? (Ответы детей.) Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет.
Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.
Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
А кто угадает следующее растение?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Найдите это растение среди других.
дети самостоятельно находят нужную картинку
Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).
В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.
Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.
детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-е, 5-а, б-н, 7-ч, 8-и, 9-к). Затем все вместе читают что получилось - одуванчик.
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
А кто из вас помнит стихотворений про одуванчик?
(дети читают по желанию, заранее разученные стихи.)
К. Костин “ Знаю я, знаешь ты”
1-й ребенок:[/i]
Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.
Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!
2-й ребенок:
Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашутики летят!
Детям демонстрируется фильм «Лекарственные растения» и объясняются правила от лица птицы филина.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по экологической тропе нашего края закончилось.
Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
Постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.