Галина Никулкина
Информационно-творческий проект в средней группе «Заветы доброй старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка»
Информационно-творческий проект
В средней группе
Тема: «Заветы доброй старины»
(Русские народные игрушки)
Воспитатели средней группы :
Никулкина Г. В
Данькова Н. Н.
Новороманово 2022 г
Вид проекта : долгосрочный, групповой, творческий, познавательный.
Публикация «Информационно-творческий проект в средней группе „Заветы доброй старины“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети, педагог, родители.
Сроки реализации: октябрь – май.
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Каждому человеку нашей богатой славными традициями, страны, важно знать о её истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к русской культуре и традициям. А это очень значимо для воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования русских народных игрушек. Развивать познавательный интерес, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Задачи
1. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол и игрушек, материалов из которых они изготавливались.
2. Развивать художественно-творческие способности детей в процессе реализации проекта.
3. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
4. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
5. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.
Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность.
Формы и методы работы:
с детьми: беседы; занятия; рассматривание альбомов, иллюстраций; чтение небольших рассказов, просмотр презентаций; мультфильмов; выставки детских работ заучивание стихов, пословиц, поговорок про разные виды творчества; творческая речевая деятельность; разучивание движений для тематических досугов.
с родителями: беседы, консультации;
• Папка – передвижка для родителей «Русская народные игрушка».
• Оформление уголка «Мини –музей «Русская народная игрушка» в группе детского сада совместно с родителями.
Изготовление мини – книжек с детьми совместно с родителями. по теме «Матрешка»
С детьми
• Совместная деятельность педагогов и детей.
• Беседы с детьми.
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
• Создание игровых ситуаций.
• Организованная образовательная деятельность.
• Чтение художественной литературы.
• Оформление альбома «Народные промыслы России», «Русские народные игрушки».
• наблюдения на прогулке.
Новизна заключается в том, что будет использована поисково– исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Формирование знаний и представлений детей о народных игрушках России;
2. Развитие творческого воображения и творческого мышления;
3. Активизировать словарь по данной теме.
Для педагогов:
1. Углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;
2. Формировать желание у детей и их родителей расширять знания о русских народных игрушках.
Для родителей:
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы проведения проекта :
Этапы проекта
1 этап –
подготовительный 1. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
2. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
3. Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
2 этап
основной
1. Беседы :
- Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой,
рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);
- Беседа «Народные промыслы»;
- Беседа: «Народные игрушки».
2. Дидактические игры:
«Укрась слово»;
«Узнай по описанию»,
«Собери картинки» (разрезные картинки);
«Чья эта тень»;
«Собери матрешку»;
«Найди пару»
Сюжетно- ролевые игры:
- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»
1. Художественно- эстетическое развитие:
- Рисование,лепка
- Работа с раскрасками;
1. Речевое развитие:
- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
- Чтение стихотворение : Некрасова «Веселые матрешки»,
Авторская сказка Марии Шкуриной
«Пропавшая матрёшка»,
- Рус. нар. сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Чтение Легенды-сказки
«Физическое развитие:
- «Гуси-лебеди»,
-«У Маланьи у старушки»,
«Карусели»
Работа с родителями
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»,
Папка – передвижка для родителей «Русская народные игрушка»,
Оформление уголка «Мини –музей «Русская народная игрушка» в группе детского сада совместно с родителями,
Изготовление мини – книжек с детьми совместно с родителями. по теме «Матрешка»
3 этап заключительный 1. Выставка детских работ;
2. Презентация проекта родителям;
3. Оформление центра «Народные промыслы».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
средняя группа
месяц неделя тема Вид деятельности
октябрь 1неделя Знакомство с народным промыслом - «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи, слушание рассказа об истории возникновения дымковского народного промысла)
Презентация «Дымковская игрушка»
Рисование «Укрась юбку дымковской барыни» (закрепление знаний узоров дымковской росписи)
Совместно с детьми обогащение альбома с иллюстрациями и раскрасками фотографиями и работами детей.
2неделя
Лепка по мотивам Дымковской игрушки «Дымковский конь»
Стр. 129 «Народное искусство –детям» под ред. Т,С. Комаровой Слушание народной музыки.
3неделя Чтение стихотворения «Это что за хоровод в селе Дымково живёт?»
Чтение стихотворений о дымковских игрушках. Разгадывание загадок о дымковских игрушках (приложение
В уголке творчества
Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»
4неделя Слушание русской народной песни «Барыня», Беседа «Узоры и цвета Дымковских игрушек»
Рисование «Роспись кувшина по мотивам Дымковской росписи»
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
разучивание движений под музыку
Ноябрь 1 неделя Знакомство с народным промыслом «Свистульки из глины»
Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о тульской свистульке. Презентация «Как появились расписные свистульки из Тульской области»
В уголке творчества
Раскрашивание раскрасок по теме «Роспись свистулек»
2 неделя Рисование «Роспись глиняных игрушек»
3 неделя Лепка «Глиняная игрушка» (Лепка из соленого теста)
Консультация для родителей «Русская народная игрушка»
4 неделя Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»
Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду.
Декабрь 1неделя Знакомство с народным промыслом - Богородские игрушки.
Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке. Просмотр презентации «Богородская игрушка»
НОД «Знакомство с Богородской игрушкой»
2неделя Беседа «Береги игрушки»
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Подвижная игра «Гуси –лебеди»
3неделя Рассматривание картин и иллюстраций по теме с обсуждением
Лепка «Богородская игрушка»
Лепка из соленого теста
4неделя Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»
В уголке творчества
Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»
Январь 1неделя Знакомство с народным промыслом -Тряпичные куклы
Цель: Знакомство с русскими тряпичными куклами, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее
2неделя НОД «Кукла в народном костюме» Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательность».
3неделя Конструирование из ткани «Тряпичная кукла в сарафане»
4неделя Изготовление куклы «Колокольчик».
Февраль 1неделя Знакомство с народным промыслом - «История русской матрешки»
Цель: знакомство с изготовлением и росписью русской игрушки – матрешки.
Прослушивание аудио записи русской народной песни «Матрёшка».
Показ презентации «Русская матрешка»
Рисование «Укрась матрешке сарафан»
Чтение стихотворений о русской матрешке.
Хороводная песня-танец «Матрёшечка-матрёшка»
Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»
2неделя Отгадывание загадок про матрешек.
Ручной труд «Русская красавица» (пластилинография)
3неделя
Беседа «Русская матрёшка»
Раскраски, трафареты для самостоятельной деятельности детей в уголке творчества.
Работа с родителями.
Изготовление мини – книжек с детьми по теме «Матрешка» Разучивание потешек о народных игрушках
4неделя Авторская сказка Марии Шкуриной «Пропавшая матрёшка»
Коллективная работа «подарим матрешке нарядный сарафан» (аппликация)
Март 1неделя Знакомство с народным промыслом -«История соломенных кукол»
Цель:
познакомить детей с природным материалом — соломой, ее особенностями;
учить мастерить старинные игрушки из соломы;
формировать навыки работы с соломой.
НОД «Необычные куклы из соломы»
2неделя Рассматривание картин и иллюстраций по теме с обсуждением
Игра малой подвижности «У Маланьи, у старушки»
3неделя Чтение художественной литературы «Пузырь,соломинка и лапоть»
4неделя Подвижная игра «Карусель».
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
Апрель 1неделя Знакомство с народным промыслом -: «Знакомство с филимоновскими игрушками»
Цель: Расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность
Рисование «Филимоновская игрушка»
Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
.
2неделя Лепка «В гостях у курочки Пеструшки»
Работа с родителями
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
3неделя Презентация «Филимоновские игрушки»
4неделя
Лепка «Барашек» стр. 74 Комарова ИЗО в д. с.
Май 1неделя Беседа «Береги игрушки»
Слушание народных произведений, подвижные игры.
2неделя В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
3неделя мониторинг
4 неделя Итоговое развлечение (закрепление знаний о дымковской, филимоновской и др. игрушках) «Путешествуем по народным промыслам» (Рассматривание экспонатов в мини-музее «Народные игрушки».
Результативность
В результате проведения комплексной работы по ознакомлению детей с русскими народными игрушками, приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом, тема народные игрушки в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Информационные ресурсы :
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М. : Просвещение, 2008
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М. : «Карапуз», 2009
6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
8. Т. С. Комарова «Народное искусство –детям»3-7 лет.
9. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» .Занятия с детьми 3-7 лет.
10. Интернет ресурсы.