Зульфия Мезенцева
Информационно-творческий познавательный проект «Родная республика Коми» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого: - С любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»
Д. С. Лихачёв.
Мы живем на Коми земле, поэтому чтим Коми культурное наследие. Изучение культурного наследия Коми народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего».
Публикация «Информационно-творческий познавательный проект „Родная республика Коми“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность: Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина.
Родина, Отечество.
В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, малой родине, стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.
Проблема: Дети не задумываются о том, что где они живут – это их малая родина. Очень мало знают об ее истории, культуре наследия. У дошкольников не сформированы знания о родном городе, о родной республике. Соответственно дети не владеют достаточной информацией о своей малой родине.
ПРОЕКТ «РОДНАЯ РЕСПУБЛИКА»
(старшая группа)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : информационно-творческий, познавательный.
Срок реализации проекта : долгосрочный: 1 сентября по 31 мая 2021г.
Участники проекта : Воспитатели МАДОУ, дети старшей группы и их родители, работники библиотеки.
Тип проекта : групповой, межгрупповой, партнерский с привлечением родителей и сторонней организации.
Цель: Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, родной республике, стране. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой родине, культуре родной республики.
Задачи проекта :
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родной республике, через все виды детской деятельности;
2. Познакомить с различными источниками получения информации;
3. Расширить представление о родной республике Коми, познакомить детей с символами (герб, флаг, гимн);
4. Развитие интереса к Коми традициям, обычаям, промыслам;
5. Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
6. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;
7. Воспитывать любовь к родной республике.
Работа с детьми:
Цель: Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Формы работы:
- беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в МАДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок: про семью, про родину, творческая речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
Работа с родителями:
Цель: Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родной республике.
1. Информирование родителей о проекте, его целях, задачах, формах и методах работы с детьми;
2. Пополнение РППС родителями Коми уголка;
3. Создание фото - выставки «Золотая осень».
Формы работы:
- беседы, консультации для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Учите детей любить свою Родину», папка - передвижка «Изучаем край родной», участие в конкурсах разного уровня по теме проекта;
Методы проекта :
- наблюдение;
- совместные творческие игры;
- познавательная деятельность;
- беседы;
- чтение художественной литературы.
Обеспечение проектной деятельности, материально-технические ресурсы:
- Подбор литературы о природе, культуре нашего города, республике;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
- Конкурс творческих работ, выставки рисунков.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА :
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, о родной республике осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Проявление у детей интереса к природе и культуре малой Родины;
2. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы;
3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
4. Воспитание патриотических чувств у детей;
5. Участие в мероприятиях по теме проекта на муниципальном и республиканском уровне.
Ожидаемые результаты: дети будут иметь начальные знания об родной республике, смогут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, будут иметь опыт совместной деятельности с родителями.
Итоговые мероприятия по данному проекту :
Сентябрь Виртуальная фотовыставка «Золотая осень» Муниципальный
Октябрь Конкурс рисунков «МОЙ НАРОД» в рамках межрегионального проекта «ГОРДОСТЬ НАРОДА - РОДНОЙ ЯЗЫК» Межрегиональный
Ноябрь Конкурс детского рисунка «Эколята- друзья и защитники Природы» г. Сыктывкар. Всероссийский
Декабрь Создание анимационного мультфильма по мотивам легенды коми народа «Охотник и Вырса». Муниципальный
Январь Творческий конкурс «Моя республика Коми». Внутрисадовый
Февраль Конкурс чтецов «Люблю тебя, мой чудный край» о природе и культуре нашего края. Муниципальный
Март Выставка детских рисунков: «Любимые герои коми сказок» Муниципальный
Апрель Творческого конкурса «Мамонтенок и его друзья». Муниципальный
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к успешному обучению в школе.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Цель: Найти и изучить необходимую для проектной деятельности информацию; собрать необходимый материал.
1. Составление примерного перспективного плана мероприятий по проекту на учебный год;
2. Подбор методического материала по направлению работы;
3. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей;
4. Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта;
5. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечение их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
Работа с родителями: привлечение родителей к работе над проектом.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Цель: Проведение работы, необходимой для реализации основного содержания проекта :
1. Оформление развивающей среды по изучению, пополнению знаний детей о природе и культуре Родного края;
2. Проведение организованной образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с темой;
3. Организация творческой деятельности детей: игры, чтение художественной и народной литературы, разучивание стихов о Коми крае, выставка рисунков, поделок, создания мультфильмов, видеороликов и т. д. по теме проекта
4. Участие детей, родителей, педагогов в акциях:
- Всероссийская природоохранная акция «Сохраним ель!»;
- Акция «Съедобная кормушка».
План проведения мероприятий по проекту
Соц. комм. Развитие: игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу», «Музей»;
Настольно-печатные игры: «Город», лото «Профессии», «Животные Коми края»;
Дидактические игры по краеведению и природе: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моей малой Родины», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Реки, озера, леса», «Что можно делать в природе, что нельзя», «Символика»;
Словесные игры: «Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».
Речевое развитие и чтение художественная литература:
1. Тема: Составление творческих рассказов: «Мы расскажем
о нашем крае»
Цель: Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Воспитывать чувство уважения и гордости к родному краю;
2. Тема: Составление коллективного рассказа детьми «Вот эта улица, вот этот дом…»
Цель: Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать;
3. Тема: Заучивание стихотворений о Коми крае
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, любви к малой Родине, родному Коми краю;
4. Тема: «Моя родная республика» Беседа о флаге, гербе, гимне республики
Цель: Воспитывать интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях. Закрепить знания о символах государственности республики : флаге, гербе и гимне.
Чтение художественной литературы:
- стихи и небольшие рассказы Коми писателей;
- пословиц и поговорок о родине, загадки;
- Коми сказок и легенд.
Создание анимационного мультфильма по мотивам легенды коми народа «Охотник и Вырса»;
Беседа по теме проекта : «Кто где живёт?», «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу?», «Наш дом – природа», «Природа и культура малой Родины», «Достопримечательности родного города», «Родной край»;
Конкурс чтецов: «Люблю тебя, мой чудный край»;
Конкурс детских рисунков: «Любимые герои коми сказок».
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление коллективных работ: «Мой город Печора»;
Рисование: «Мой дом», «Моя семья», «Родной город», «На детской площадке», «Край, в котором я живу», «Каким мы видим нашу будущую планету», «Национальный костюм»;
Аппликации: «Детский сад», «Дома на нашей улице»;
Лепка: «Деревья вокруг», «Животные и птицы родного края»;
Конструирование: «Мост через реку Печору»;
Конкурс детских рисунков: «Мой народ», «Моя республика Коми».
Познавательное развитие :
1. Тема: «Народные промыслы Коми народов»
Цель: Конкретизировать представление детей о традициях и обычаях посещения леса людьми;
2. Тема: «С любовью о Печоре»
Цель: Обогащать и конкретизировать представления о родном городе; об особенностях хозяйствования в прошлом; умение называть причины возникновения города;
3. Тема: «Коми край, мой северный»
Цель: Развивать умения сопоставлять факты, правильно называть причины изменений в окружающем мире. Воспитать чувства гордости за родной край;
4. Тема: «Родился я в Коми крае – это Родина моя!»
Цель: Формировать представления о РК: ее обширной территории, разнообразных природных условиях. Развивать умение видеть взаимосвязь заселенности с природными условиями на территории РК;
5. Тема: «Коми народные праздники»
Цель: Формирование представлений о традициях празднования Коми праздников;
6. Тема: «Герои Коми легенд- хозяева обитателей»
Цель: Формирование представлений о взаимосвязи традиций и обычаев Коми народа с героями легенд;
Исследовательский деятельность: поиск информации, изучение литературы, рассматривание фотографий о родном городе : «На какой улице я живу» (совместно с родителями);
«Мы исследователи» - работа с контурной картой, глобусом» - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены тайга, лес (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой);
Просмотр презентаций: «Моя Республика», «Коми край люби и знай», Национальный парк «Югыд Ва»;
Фотовыставка: «Золотая осень»;
Викторина: «Родная Республика».
Вариативная часть (Экология) :
1. Тема: «Животные наших лесов»
Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, месте их обитания, способе добычи пищи. Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
2. Тема: «Наш край родной»
Цель: Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
3. Тема: «Красная книга Коми республики»
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с охраняемыми видами растений и животных Республик Коми;
4. Тема: «Путешествие по национальному парку Югыд-ва»
Цель: Познакомить детей с национальным парком Югыд-ва, показать красоту и неповторимость природы родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее;
Рассматривание иллюстраций с изображением родного края, достопримечательностей города Печоры;
Экологические акции:
- Всероссийская природоохранная акция «Сохраним ель!»;
- Акция «Съедобная кормушка»;
Конкурс детских рисунков: «Эколята- друзья и защитники Природы», «Мамонтёнок и его друзья».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птицы, рыбы, звери», игра с мячом - «Я знаю»;
Подвижные игры коми народа : «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Охота на куропаток», «Невод».
Сотрудничество с библиотекой:
1. Беседы: «Моя богатая республика», «Коми писатели»;
2. Мастер класс: «Русская матрешка»;
3. Создание анимационного мультфильма по мотивам легенды коми народа «Охотник и Вырса».
4. Конкур чтецов: «Люблю тебя, мой чудный край»;
5. Конкур детских рисунков «Любимые герои коми сказок»;
3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговые мероприятие по проведению проекта.
Задачи:
1. Анализ и обобщение результатов работы по проекту «Родная Республика» посредством участия воспитанников на муниципальном и региональном уровнях;
2. Развивать творческие способности;
3. Развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие вывод;
4. Развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности;
5. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья занимает важное место в воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому работа с родителями по воспитанию дошкольников является важной частью работы дошкольного учреждения.
Только совместными усилиями можно решить главную задачу: воспитание грамотного и развитого человека. В реализации данного проекта родители проявляют свою активность, привлекаюсь к совместной с детьми трудовой деятельности, участвовали в акциях, выставках, конкурсах.
У детей отмечен высокий уровень заинтересованности, яркие эмоциональные проявления по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели. Дети активно проявляли познавательный интерес в проектной деятельности. Данная проектная деятельность помогает детям больше узнавать о родной республике.
В проектной деятельности ребенок имеет возможность развивать самостоятельность, целеустремленность, инициативность, настойчивость в достижении цели, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, сформировать патриотические чувства у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.