Татьяна Джавадова
Информационно-практико-ориентированный проект «Дети войны» для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Информационно - практико - ориентированный проект
«Дети войны»
для детей старшей группы
Сроки реализации проекта: с 01.02.2024г. по 01.07.2024г
«У войны не детской лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть…
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть».
Воспитатель: Джавадова Т. В.
Методист: Лукашина Л. Н.
Музыкальный руководитель:
Филатова Л. Ф.
г. о. Самара
2024 г.
Типы проекта:
Информационно-практико-ориентированные проект:
Участники проекта: дети, родители, воспитатель – Джавадова Татьяна Владимировна, методист – Лукашина Людмила Николаевна, музыкальный руководитель – Филатова Лидия Фёдоровна.
Взаимодействие с социальными партнёрами:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек»; Волонтёрская некоммерческая организация Республики Татарстан г. Лениногорска «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ».
Сроки проекта: с 01.02.2024г. по 01.07.2024г.
.
Актуальность: Сегодня, история нашей страны заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Данный проект возник в результате встречи с офицером Российской армии, проходящим службу в зоне СВО.
В один из обычных дней, за Данилом пришёл папа, который является боевым офицером СВО и в настоящее время приехал в отпуск домой. Он крепко и по отечески, прижимал к себе сына, радуясь долгожданной встрече. А после рассказал ребятам, что выполняя боевые задачи, он неоднократно встречал таких же мальчишек в Донецке, которые с боевым приветствием встречали колонны Российских бойцов, радуясь их приходу. Я видела, как горят глаза наших ребят и решила познакомить с героическими подвигами детей Великой Отечественной Войны.
Цель проекта: развитие у детей интереса к историческому прошлому России, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Задачи:
1. Расширять знания детей о тех, кто защищал нашу Родину: мужчины, женщины, дети.
2. Познакомить детей с маленькими героями ВОВ и СВО.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3. Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, к людям военных профессий, как к защитникам Родины.
4. Воспитывать нравственные качества: храбрость, мужество, смелость, стремление защищать Родину.
5. Формировать активность и заинтересованность детей и родителей в образовательном проекте.
Методы и формы работы:
Практические - создание развивающей среды, оформление патриотического уголка, создание фотовыставки.
Словесные – беседы, наблюдения, чтение художественной и документальной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные: выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественными образами искусства, личный пример взрослых.
Ожидаемые результаты: У детей сформируются первоначальные знания о ВО войне, о детях героях этой войны, они испытают чувство гордости за свой народ, расширится предметно развивающая среда
(книга памяти, макеты военной техники, атрибуты военной формы, будет более тесной творческое сотрудничество детей и родителей.
Итоговые продукты проекта: книга памяти «Дети войны», альбом «:Наша Родина – Россия», альбом «Мой любимый город – Самара»
Этапы работы над проектом:
План-график мероприятий
Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственный Выход документа
I этап
Предварительный
1. Сбор методической литературы Изучить и подобрать документальный, музыкальный и художественный материал для знакомства детей с фактами и историческими событиями России.
1.02.2024 – 15.02.2024 Воспитатель
Методист
2. Сбор фотографий, книг, открыток, альбомов, репродукций картин, иллюстраций, конспектов занятий, аудиозаписей, презентаций Заинтересовать родителей проектом, дать представление о том, как можно в нем участвовать (сбор информации для «Книги Памяти» о воинских подвигах прадедов и жизни детей войны; о том, что ели люди во время войны, чем играли дети) 1.02.2024 – 1.03.2024 Воспитатель
Методист
Родители
Музыкальный руководитель
3. Сбор материалов для продуктивной деятельности Развивать воображение, мышление (умение систематизировать).
Создать оптимальные условия для физического развития.
Воспитывать целеустремлённость.
Расширить сферы познания (варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним).
Развивать общую мускулатуру и мелкую моторику.
Воспитывать инициативность.
4. Поиск музыкального репертуара. Познакомить детей с репертуаром ВОВ, с музыкальными произведениями России. Совершенствовать умение различать жанры музыкальных произведений. 1.02.2024 – 15.02.2024 Музыкальный руководитель
Воспитатель
5. Поиск социальных партнёров для взаимного сотрудничества
II этап Основной
1. Привлечь родителей к созданию фотовыставки «Дети войны»
«Как началась ВОВ»
«Парад Победы» Создать условия для формирования желания поиска фотографий, желания изучать историю, желанию узнавать новые истории, факты о ВОВ и их героях.
апрель Воспитатель,
родители Фото
2. Привлечь родителей к созданию альбома «Боевая слава моего Деда» Формировать желание изучать историю своего рода. Способствовать формированию чувства гордости за своих предков.
май Воспитатель,
родители
Альбом
3. Привлечь родителей (участников СВО) к совместному мероприятию «Дети войны сегодня» Продолжать формировать патриотические чувства. Воспитывать желание помогать людям. май Родители, воспитатель фотопрезентация
4. Индивидуальные консультации с родителями по выступлениям на «Семейном досуге». Создать условия для совместной работы семей воспитанников. Формировать гражданскую позицию в отношении истории страны. Апрель - май Родители, воспитатель, музыкальный работник.
5. Чтение художественной литературы: Р. Погодин «Полевой суп», «Кони».
А. Митяев «Отпуск на четыре часа», «Мешок овсянки» и т. д. Познакомить детей с произведениями о боевой славе нашего народа. Способствовать формированию патриотических чувств, через художественную литературу. Февраль - май Воспитатель Художественная литература
6. Подготовить материал по знакомству детей с государственными праздниками и семейными традициями России. Знакомить детей с государственными праздниками. Февраль - май Воспитатель, музыкальный руководитель, родители. сценарии
7. Социальная Акция «Письма защитникам СВО – 2024г.» с привлечением партнёров «Волонтёрская некоммерческая организация Республики Татарстан г. Лениногорска «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ».
Развитие социальной активности и творческих способностей детей, подростков.
Формирование позитивного общественного мнения к профессии военнослужащих.
апрель Воспитатель, семьи воспитанников Письма
8. Выступление Детской городской библиотеки №16 г. Самара Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге. Март, май Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек» Презентация
9. Экскурсия к памятнику Победы в микрорайоне Продолжать знакомить с памятниками как скульптурными сооружениями, возведенными в честь какого-либо героя войны или важного события ВОВ. Май Воспитатель, родители Конспект экскурсии, презентация
10. Рисование «Танкисты», «Солдат на посту», «Кремль», «Салют Победы», «Рисунок бойцам СВО» Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине и гордость за Отечество. Февраль-май Воспитатель Конспекты
11. Фотовыставка «Папой я своим, горжусь!» Формирование представлений у детей о составе семьи, роли отца в семье.
Актуализация образа отца как защитника семьи и Отечества.
Воспитание уважительного отношения к отцу.
Популяризация семейных традиций и ценностей средствами фотоискусства.
Февраль Воспитатель
12. Лепка «Танк», «Солдат», «Самолёт» Продолжать формировать представления детей о военной технике. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей. Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Февраль-май Воспитатель Конспекты
13. Выставка поделок «Боевая техника России» Активизировать совместное творчество детей и родителей;
Обогащение знаний у детей о многообразии военной техники Российской Федерации. Май Воспитатель, дети, родители Фотоотчёт
14. Беседы «Наша страна – Россия», «Богатыри земли русской», «Русские народные промыслы», «Государственные символы России, Самары», «Государственные праздники России». Продолжать воспитывать гражданско – патриотическое воспитание, отслеживать степень усвоения детьми знаний о родной стране Февраль - май Воспитатель Конспекты
15. Домашние задания:
1. Сообщение «Дети – герои войны»
2. Сообщение «Города России»
3. Сообщение «Наш город – Самара»
III этап заключительный
1. Создание альбома «Наша родина – Россия!» Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Май Воспитатель, дети, родители Альбом
2. Создание альбома «Мой город - Самара» Воспитание любви к родному городу на основе знаний и представлений о достопримечательностях родного города. Май Воспитатель, дети, родители Альбом
3. Информационная стойка «Дети – герои Войны!» Расширить знания детей об истории ВО войны, познакомить с судьбами детей, участвующих в ВО войне и получивших звания героя. Расширять предметно-развивающую среду по ознакомлению детей с историей ВОВ. Май Воспитатель, дети, родители Альбом
4. Встреча с действующим офицером РФ, участником СВО (родители воспитанников) Показать на примере доблестных героев прошлого и современности, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества патриота и настоящего гражданина России; - подчеркнуть важность вклада воинов России в защиту истинных российских ценностей, суверенитета и культуры страны; - развивать у обучающихся интерес и уважение к профессии военного, знакомить со спецификой воинской службы в боевых условиях; - активизировать добровольческую деятельность школьников в поддержку военнослужащих-участников СВО. - дать ответы на интересующие их вопросы «из первых уст» - от непосредственных участников боевых действий в зоне СВО. Февраль Воспитатель, дети, родители Фотоотчёт
5. Отправка писем бойцам на СВО Поддержать военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, повысить их авторитет в глазах дошкольников. Май Дети, родители, воспитатель Письма, фотоотчёт
6. Взаимодействие с социальными партнёрами «Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек» Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге. Апрель, май воспитатель, методист фотоотчёт
7. Семейная гостиная «Дети – герои Войны!» Расширить знания детей о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Май Воспитатель, родители, дети, методист, музыкальный руководитель Презентация
Список используемой литературы
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (подготовительная группа) МОСКВА 2008
Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ, 2005г.
Голиков В. А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г.
Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №1 – 2009г.
Казаков А. П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
Рощин И. И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г.
Скоробов В. С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1985г
Журнал – справочник «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4/2020г.