Валентина Борисова
Информационно-познавательный проект «Удивительный мир птиц и диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – познавательный проект на тему :
«Удивительный мир птиц и диких животных Ярославской области»
с детьми 5 -6 лет
(Развитие познавательных и творческих способностей детей)
Авторы: Борисова В. Н.
Демидова Н. А.
Ващенко Т. А
Паспорт проекта.
"Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.
Одна природа делает великое даром. "
А. И. Герцен (русский публицист, писатель)
Публикация «Информационно-познавательный проект „Удивительный мир птиц и диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность нашего проекта заключается в том, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов.
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старших групп мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, им было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму.
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта :
1) Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах, приспособленности животных к окружающей среде лесов Ярославской области, их образе жизни, питании, жилищах.
2) Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
5) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
6) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка)
Вид проекта : информационно-познавательный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (4 месяца)
Образовательная область: познавательное, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное развития.
Участники проекта : дети 5-6 лет(13 и 14 групп, воспитатели, родители воспитанников, воспитатель по изодеятельности, инструктор по физической культуре.
Место проведения проекта : г. Ярославль, МДОУ «Детский сад № 70»
Ожидаемые результаты: расширение и систематизация знаний детей о диких животных и птицах, приспособлениях животных к окружающей среде лесов Ярославской области, их образе жизни, питании, жилищах.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
Н. Е. Веракса «Комплексные занятия в ДОУ»;
О. А. Скорлупова «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России»;
Т. И. Тарабарина «И учёба, и игра: природоведение»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;
С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог»»,
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Картины по теме проекта,
Дидактические игры,
Подбор художественной и познавательной литературы,
Материалы для продуктивной деятельности,
Презентации.
Продукт проекта : лэпбук, информационные альбомы о птицах и животных ЯО., выставки детских работ.
Данная методическая разработка проекта может быть полезна педагогам дошкольного образования, заместителям зав. по УВР, а также всем тем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
• Выявление уровня представлений детей о диких животных и птицах лесов Ярославкой области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
• Подбор материалов к проекту.
• Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта.
2. Основной этап.
Формы и методы реализации проекта :
Образовательная область Виды детской деятельности Формы и методы работы
Познавательное развитие:
Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная
• Беседы: «Богатства природы», «Птицы – наши друзья», «О диких животных», «Улетают птицы», «Зима пришла – спать пора», «Как звери к зиме готовятся»,
• Рассматривание картин и иллюстраций.
• Использование дидактических игр: «Назови по порядку», «Кто у кого?», «Назови семью», «Кто что любит?», «Кто, где живет?», «Подбери словечко», «Узнай зверя по описанию», «Наоборот», «Один - много», «Кто как голоса подаёт?», «Назови ласково», «Посчитай», «Измени слова по образцу», «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Какое животное я загадала?», «Зоологическое лото», «Разрезные картинки», «Зимуют-улетают», «Чей, Чья, Чьи?», «Чьи следы?», «Моя любимая еда», «Что едят птицы», «Угадай - ка», «Отгадай - ка», «Кто где живёт», «4ый лишний», «Веселые лабиринты».
• Презентации: «Голоса птиц России», «Звери наших лесов», «Как зимуют птицы», «Кто в лесу живет».
Речевое развитие:
Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы • Вечер загадок: «Отгадай загадку – увидишь отгадку»
• Упражнения на развитие речи (активизация словаря) :
«Продолжи предложение», «Расскажи о своей птице», «Расскажи о своем животном», «Сравнение птиц, их образа жизни».
• Составление рассказов (развитие монологической связной речи) :
«Опиши птицу/ животного»,
«Расскажи, чем питается птица/ животное».
Чтение художественных произведений с последующим анализом содержания:
В. В. Бианки «Кто чем поет?», «Сова», «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?», «Лесные домишки»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Е. Чарушин «Лесной котенок», «Тюпа и Томка»; Г. Скребицкий «Следопыты», «Длинноносые рыболовы», «Носатик», «Митины друзья»; Толстой А. Н. «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»; К. Ушинский «Дети в роще»; К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы»; Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»; В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»; М. Горький «Воробьишко»; Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей чудо - всюду мир животных и растений» (познавательные рассказы); Чтение русских народных сказок: «Заяц - хвастун», «Крылатый, мохнатый да Масленый», «Лиса и кувшин» и др.
• Чтение стихотворений о птицах и животных
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативная, продуктивная • Лепка: «Снегирь», «Синица», «Лиса», «Воробей», «Утка», «Зайчик с морковкой», «Ёжик».
• Аппликация: «Мишенька - медведь», «Зайка беленький сидит», «Мишка - топтышка».
• Конструирование: «Лебедь», «Зайка меняет шубу», «Лиса», «Синичка», «Медведь», «Совушка - сова», «Мишка» (оригами, «Ёжик», «Голубь».
Физическое развитие:
Двигательная
Игры (птицы) :
Воробушки и автомобили (или кот,
Перелет птиц,
Журавли и лягушки,
Птицы в гнёздышках,
Гуси – гуси,
Филин,
Совушка-сова,
Сова и зайцы,
Курица, цыплята и ястреб,
Страус (стейчинг - растяжка,
Петушок (на равновесие,
А сова всё ближе, ближе (упражнение логоритмики,
Петух (дыхательное упражнение,
Гуси летят (дыхательное упражнение,
На берег села галка (считалочка,
Летела кукушка мимо сада (считалочка,
Стала курица считать (считалочка).
Игры (животные) :
Волк,
У медведя во бору,
Медведи и пчелы,
Мышеловка,
Бездомный заяц,
Мороз и кролики,
Сова и зайцы,
Зоопарк,
Шла коза по лесу,
Мыши в кладовой,
Лягушки,
Лохматый лес,
Аист (на равновесие,
Медвежонок (дыхательное упражнение,
Хомячки (дыхательное упражнение).
Взаимодействие с родителями:
• Подбор информации по теме проекта
• Составление индивидуальных рассказов и презентации их детьми.
• Помощь в создании информационных альбом о птицах и диких животных ЯО.
• Помощь в оформлении лэпбука
3. Заключительный этап
• Создание лэпбука
• Оформление информационных альбомов о птицах и диких животных ЯО.
• Проведение КВН для детей.
4. Результат проекта
У детей расширены и систематизированы знания о диких животных и птицах, приспособлениях животных к окружающей среде лесов Ярославской области, их образе жизни, питании, жилищах.