Светлана Нориковна
Информационно-познавательный проект «Здравствуй, сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: информационно – познавательный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети 1.5-2 года и их родители.
Форма работы: групповая.
Актуальность:
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенными, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Публикация «Информационно-познавательный проект „Здравствуй, сказка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Сказка –источник проявления всех чувств ребёнка.
Проблема: Дети мало знают русские народные сказки.
Цель: Воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредствам сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
1. Развивать эмоционально- речевое общение детей на основе сказки.
2. Воспитывать интерес к произведениям народной литературы.
3. Совершенствовать имеющиеся у детей знания о сказках.
Итог мероприятия: Выставка детских работ, фотоотчёт
Русские народные сказки можно читать детям любого возраста. Обычно, русские сказки о животных больше нравятся малышам. До пяти лет дети легко идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. К тому же, в раннем возрасте обязательно нужны сказки с повторяющимися действиями ("Репка", "Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба"). Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи.
Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Путешествуя по сказкам, я решили каждый день посвятить отдельной сказке.
Понедельник,
сказка «Курочка Ряба» :
- Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба».
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Вторник:
- Лепка «Червячки для Рябы».
- Настольный театр на магнитах «Курочка Ряба».
Среда:
сказка «Колобок» :
- Чтение сказки «Колобок» с показом иллюстраций.
Четверг:
Рисование карандашами «Колобок»
- Подвижная игра «Веселый колобок».
- театр из картона «Колобок».
Пятница:
сказка «Репка» :
- Чтение сказки «Репка».
Понедельник:
Рисование красками с элементами дорисовывания «Репка».
- Показ сказки «Репка» на доске
Вторник
сказка «Теремок» :
- Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».
- Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Среда:
Конструирование «Построим теремок».
- Чтение сказки «Теремок» .
Четверг:
сказка «Маша и медведь».
- Чтение сказки «Маша и медведь»
- Подвижная игра «У медведя во бору».
Пятница:
Ролевая игра «Напоим Машу чаем».
Итог – Выставка детских работ по сказкам, фотоотчёт, Лепбук.
Презентация проекта.
Работа с родителями:
- Консультации «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка», «Зачем детям нужны сказки?».
- Выставка книг из домашних библиотек «Русские народные сказки».
В результате проведенных мероприятий дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Ребятишки закрепили знания основных цветов и обогатили словарный запас.
Сказки любят дети разного возраста!
Результат проекта :
В результате проведенных мероприятий дети закрепили знания русских народных сказказок. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Ребятишки закрепили знания основных цветов в дидактических играх и обогатили словарный запас. В группе наладился более тесный контакт воспитатель – ребенок, родители.
Используемая литература:
1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
2. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
5. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА!
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.
Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Морально-этические проблемы в произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.
Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают свою речь и интонацию.
Читайте рассказывайте своим детям русские народные сказки!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКАЗКИ.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед.
Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Ребенку же необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризуле "Принцесса на горошине", активному и подвижному непоседе "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенном им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна.
Например, уважаемый "Колобок". В самом раннем возрасте он безобиден, потому что рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него очень хочется уснуть.
В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что хитрая Лиса съела Колобка.
Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом. В них главной идеей является победа добра над злом. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые.
Появление "темных сил" смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.) Сказки должны быть эмоционально бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.
Сочиняйте и рассказывайте!