ольга толмачева
Проект в младшей группе «Формирование представлений о диких животных Марийского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Общеразвивающего вида:
Детский сад № 32 «Калинка»
Утверждаю заведующий МБДОУ №32 «Калинка»
Ерёменко Ю. Г.
Проект в младшей группе на тему :
«Формирование представлений о
диких животных Марийского края»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Толмачева О. Н.
2017 год
Тема: «Формирование представлений о диких животных Марийского края».
Публикация «Проект в младшей группе „Формирование представлений о диких животных Марийского края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Автор проекта : Толмачева Ольга Николаевна
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно - творческий
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием.
Актуальность проекта : началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство. В настоящее время большинство детей живут в городах и они оторваны от природы. Когда спрашиваешь у них, что такое природа, они обычно имеют ввиду отдых за городом – пикник или рыбалку.
Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром животных, обитающих на территории нашего края. Ребёнок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнёзда и муравейники, обижать животных и птиц.
Сохранить красоту природы для потомков – важная задача современности.
Объект исследования – дикие животные.
Гипотеза – «Кто они – дикие животные?»
Ожидаемый результат:
-знание детьми диких животных и их детёнышей;
-определение среды обитания;
-установление причинно – следственных связей между образом жизни и средой обитания;
-тесный контакт с родителями.
Цель: формировать познавательный интерес и гуманное отношение дошкольников к животному миру родного края.
Задачи:
-дать представления детей о жизни диких животных в естественных природных условиях, через совместную деятельность детей, родителей и педагога;
-закрепить знания детей о животных Марийского края, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;
-воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять и оказывать посильную помощь;
-обогащать словарный запас;
-развивать речь, мышление, воображение и эмоциональную отзывчивость;
-активизировать познавательно – исследовательскую деятельность детей, родителей и педагогов.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
- Актуальность выбора темы.
- Цели и задачи проекта.
- Подбор наглядного материала на тему: «Дикие животные».
- Загадывание загадок о диких животных.
- Подбор стихов о диких животных.
- Подбор пальчиковых, артикуляционных, физкультурных, дидактических игр.
Основной этап.
Совместная деятельность с детьми.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Познавательное занятие.
Тема: «На помощь медвежонку Мише» (подготовила и провела для воспитателей Республиканских курсов повышения квалификации, декабрь 2016года; конспект занятия прилагается в приложении).
Цель: формировать познавательный интерес к животному миру, стремление помочь больному медвежонку.
Задачи:
- продолжать учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
- сохранять и стимулировать здоровье детей с помощью технологий: самомассаж;
- активизировать и расширять словарный запас детей;
- воспитывать в детях чувство сострадания, стремление помочь больному медвежонку.
Литература:
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду», М. : Мозаика – Синтез, 2014.
Развитие речи.
Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик».
Цель: при восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно и страшно.
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду», М. : Мозаика – Синтез, 2014.
Лепка.
Тема: «Мишка – неваляшка».
Цель: упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу.
Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -2-е издание, исправленное. - М. : Мозаика – Синтез, 2008 год.
Аппликация.
Тема:
Рисование.
Тема: «Раскрашивание диких животных».
Цель: развивать цветовое восприятие, творчество.
2. Чтение художественной литературы: «Волк и козлята»; «Два жадных медвежонка» (венгерская обработка А. Краснова и В. Важдаева); «Лиса – нянька» (перевод с финского Е. Сойни); «Колобок», «Кот, петух и лиса» обработка М. Боголюбской, С. Чёрный «Ёжики смеются»; Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; А. Н. Толстой «Ёж»; «Лиса»; А. Блок «Зайчик»; И. Токмакова «Медведь».
3. Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Лесная опушка» (разрезные картинки);
«Пушистики» (кубики);
«Лесные жители» (домино);
«Чей хвост?», «Чьи детки?», Кто где живёт?», «Назови одним словом», «Чей домик?».
Цель: развитие воображения, внимания, словаря, грамматического строя речи.
Пазлы: «Зайчик», «Медвежонок», «Лисёнок», Ёжик», «Маша и медведь».
Цель: развитие воображения, внимания, словаря.
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто как кричит?», «Волк и зайцы», «Зайка серенький».
Цель: развивать активность детей в двигательной деятельности.
Театрализованные игры: «Колобок», «Зайкина избушка».
Цель: побуждать интерес к театрализованной игре. Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Развитие словаря, грамматического строя речи, воображения, памяти, мышления.
4. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».
Цель: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой природе.
5. Безопасность. Беседа «Поведение на природе».
Цель: продолжать знакомить с многообразием животного мира, с правилами поведения в лесу.
6. Проведение пальчиковых игр, физкультминуток, артикуляционной гимнастики, с использованием данной темы. (прилагается в приложении)
7. Совместная деятельность с родителями.
- Изготовление масок «Дикие животные»
- Составление альбома «Загадки о диких животных», «Дикие животные Марийского края».
Заключительная часть
1. Создание выставок детских работ.
2. Создание альбома «Дикие животные».
3. Создание альбома Загадки о диких животных».
4. ООД в младшей группе «Тополёк» на тему: «На помощь медвежонку Мише» (подготовила и провела для воспитателей Республиканских курсов повышения квалификации, декабрь 2016года; конспект занятия прилагается в приложении).
5. Презентация проекта.
Выводы:
В результате проведённой работы дети узнали, где живут дикие животные, чем питаются, как приспосабливаются к природным условиям Марийского края.
Обогатили словарный запас, произошло развитие речи, мышления, воображения и эмоциональной отзывчивости.
Родители активно включились в педагогический процесс ДОУ.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и углубление знаний детей по данной теме.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, т. С. Комаровой, 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2007.
2. Хрестоматия для чтения детям в д/ с и дома: - М. Мозаика – Синтез, 2017.
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду 2 младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.-96 с. :цв. вкл.
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» : младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016.
5. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.
Приложение.
Физкультминутки
Физкультминутка "С БАРАБАНОМ ХОДИТ ЁЖИК"
Взрослый: а теперь давайте все вместе поиграем. Я буду петь песенку и показывать движения, а вы за мной повторяйте.
С барабаном ходит ежик:
Бум-бум-бум! (Дети идут по кругу, имитируют пальцами удары по барабану)
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум! (Дети прыгают на месте)
С барабаном за плечами:
Бум-бум-бум! (Дети становятся в круг, равномерно хлопают у правого и левого плеча)
Ежик в сад зашел случайно
Бум-бум-бум! (Руки, сомкнутые в кулачок, вытягивают вперед)
Очень яблоки любил он:
Бум-бум-бум! (Дети переворачивают кулачки вверх-вниз)
Барабан в лесу забыл он:
Бум-бум-бум! (Дети разводят руками, имитируя растерянность, поднимают плечи)
"ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ"
Раз, два, три, четыре, пять -
Как животных нам назвать? (Шагать на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу)
Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы)
Физкультминутка "ДЕТЕНЫШИ"
Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – 4 однотипных движения:
Медвежонок – топ-топ,
А ежонок – хлоп-хлоп,
А волчонок – щелк-щелк,
А зайчонок – скок-скок,
А лисенок – шмыг-шмыг,
А лосенок – брык-брык,
А рысенок – прыг-прыг,
И бельчонок – прыг –прыг
Игра "ЧЕЙ ЭТО ДОМ?"
По числу детей устраиваем "дома" для лесных животных. Используем имеющиеся изображения животных. У меня вместе с животными и лесные птицы. Один забирается на стул, изображает дерево с дуплом- дом для белки, совы, дятла.
Второй под столом, как под кустиком- дом для зайца,кабана,лося.
Третий в норе- в мешке для игрушек- дом для лисы, барсука.
Четвёртый- под столом (под подушкой)- в берлоге-в ветках, под листьями-дом для медведя и ежа.
Пятый в гимнастическом обруче- в воде- дом для бобра, утки.
Ведущий называет зверя или птицу и спрашивает, где его дом: "Он заблудился". Дети собирают обитателей своих импровизированных жилищ, называют их и подсчитывают.
Белорусская народная игра "ЁЖИК И МЫШКИ"
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик - тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
Физкультминутка "ДЕТЕНЫШИ"
Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – 4 однотипных движения:
Медвежонок – топ-топ,
А ежонок – хлоп-хлоп,
А волчонок – щелк-щелк,
А зайчонок – скок-скок,
А лисенок – шмыг-шмыг,
А лосенок – брык-брык,
А рысенок – прыг-прыг,
И бельчонок – прыг –прыг
Белорусская народная игра "ЁЖИК И МЫШКИ"
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик - тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.
Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
Подвижные игры
Игра «Дом для животных»
Место проведения: в группе
Инвентарь: макет или картинки (рисунки) дерева и дома; игрушки животных диких и домашних; коробка.
Правила игры:
Собрать все игрушки животных в одну коробку. С одной стороны поместить дерево – это символизирует лес, то есть место обитания диких животных. С другой стороны поместить домик – это символизирует жилище людей, то есть место обитания домашних животных. Ведущий (воспитатель) вызывает любого ребенка, ребенок достает игрушку. Перед ним стоит задача, рассказать какое это животное, дикое или домашнее, и поместить его в нужное место, к дереву или домику.
Игра «Прятки зайчиков»
Место проведения: на улице
Инвентарь: -
Правила игры:
Ведущий волк (ребенок) садится на стульчик и закрывает глазки. Тем временем остальные игроки будут зайчатами. Их задача прыгать как зайчики и проговаривать слова:
Зайки-зайки попрыгайки
Зайки-зайки побегайки
Любят заиньки морковку,
Но зато боятся волка!
Ой, ой, ой – ё – ёй!
Серый волк под горой,
Зубы точит, съесть нас хочет!
И в этот момент, зайчики должны спрятаться. После того, как зайцы сказали свои слова, волк говорит:
Долго спал, проголодался,
Сейчас зайчиков найду,
А потом перекушу!
Волк открывает глаза и начинает искать спрятавшихся зайчиков. Кого первого найдет, тот и будет ведущим (волком).
Игра «Малинка для медведя»
Место проведения: на улице, в группе
Инвентарь: небольшие ягоды малины из цветной бумаги (нарисовать и вырезать)
Правила игры:
Медведем может быть либо ребенок, либо игрушка. Задача взрослого – хорошо спрятать бумажные ягоды в разных местах по одной. Дети должны найти все ягодки для медведя. В этой игре актуальна будет беседа на тему «Что любят кушать животные». А так же, интересней, если дети во время поиска малины будут петь известную песенку «По малину в сад пойдём» :
По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.
Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!
Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
Припев.
Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Припев.
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!
(Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко)
Пальчиковые игры по теме: «Дикие животные»
Жил-был зайчик
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке (трут нос).
Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук,
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук,
Волка нет (хлопают в ладоши,
И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой
стрелке).
Пляска зайчиков.
Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Ой- ой- ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками)
Отморозить можно нос (трем носик)
Прыг-скок, прыг-скок,
Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам)
Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками)
Прыг-скок, прыг-скок,
Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам)
Белочки. (Джеки Спилберг)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)
Пришли белки поиграть. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (прячут ручку за спину)
Четыре белочки осталось. (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)
Их уже осталось три. (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют один палец)
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали. (пальчики убегают по столу)
* * * * * *
Дружат добрые зверята
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Ёжик
(у малыша в руках резиновый колючий ежик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки! (ёжик убегает в домик, на место в коробку
или на полку)
* * * * * *
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки, при
перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно, на
последней строчке помахать ладонями)
Медвежонок в гости шел.
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка! Кончик большого пальца правой руки поочередно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
Перчатка
Весёлая мышка перчатку нашла, (ладонь раскрыта, пальцы растопырены
«перчатка», поворачивают руки
то ладонью, то тыльной стороной вперёд).
Гнездо, в ней устроив, (Складываем ладони "ковшом")
Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим
по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные
(скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
* * * * * *
Этот мышонок в норке сидит
Этот мышонок в норке сидит, (Загибаем поочередно пальчики на руке)
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
"Ура, все собирайтесь, обедать пора!" (Поднимаем ручки вверх, затем выполняем
манящие движения ручками к себе)
Артикуляционная гимнастика
- «Зайчик» Губку верхнюю подняв,
замер зайчик, зубки сжав.
(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)
- «Волк» Зубастый волк
Зубами щёлк да щёлк
(Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)
- «Белка и лиса» Сверху белка прискакала,
лиса здравствуй, ей сказала.
(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)
- «Белка и еж» Осмотрелась белка,
а потом поздоровалась с ежом.
(Широким языком тянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот.)
- «Лиса» Как будто колобок лежит на губе,
слижу его «чашечкой» в ротик себе.
(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)