Наталия Кущ
Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
Вид проекта: Информационно-познавательный.
Место реализации: МДОУ «ДС№19 с. Бурлацкое.
Участники проекта: Воспитанники дошкольной старшей группы, воспитатели и специалисты МДОУ «ДС№19», родители воспитанников.
Сроки реализации: Долгосрочный (октябрь – февраль 2021 г.)
Публикация «Информационно-познавательный проект „Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Анализ проблемной ситуации:
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков.
Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.
Изучив данную проблему, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая культура». Результаты анкетирования показали, что:
15% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;
42% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи;
43% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный
процесс финансовое воспитание.
На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму.
Актуальность проекта:
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта:
Обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Образовательные задачи:
- Ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий;
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желания;
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
- Развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции;
Воспитательные задачи:
- Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Ресурсное обеспечение:
- информационные (интернет – источник);
- методические (пособия и разработки);
- кадровые (помощь специалистов и администрации);
- материально – технические (компьютерное оборудование; денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр. ; художественная литература; сюжетные картины, лото, настольные игры; атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Продуктовый магазин, «Сбербанк», «Кафе».
Этапы проекта:
1этап – констатирующий (подготовительный):
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- Разработка плана проекта;
- Анкетирование родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта экономической направленности;
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – формирующий (практический):
- Обеспечить реализацию и коррекцию проекта;
- Провести НОД для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
- Организовать и провести сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Сбербанк», «Кафе»;
- Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции;
- Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности;
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег;
- Организовать экскурсии в магазин, музей, почту (просмотр видеороликов);
- Систематизировать накопленный материал.
3 этап – контрольный:
Подведение итогов реализации проекта через квест – игру «Финансовая школа».
План работы по реализации проекта
Таблица 1
№ Мероприятия Задачи Ответственные Сроки
1 этап - подготовительный
1 Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. [Приложение 1]Разработка проекта. Повышения уровня компетенции воспитателей по данной теме. Выявление основных проблем в реализации проекта и пути их решения. Подборка методических разработок для реализации цели проекта.
Воспитатели
Октябрь 2020 г.
2 Оформление родительского уголка
(статьи, рекомендации, консультации по теме). [Приложение 2]
Анкетирование родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта.
Развитие доброжелательных и продуктивных взаимоотношений между родителями воспитанников и воспитателями. Приобщение родителей и детей к социокультурным ценностям.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта экономической направленности.
Создание развивающей среды по теме.
Обогатить развивающие центры играми экономической направленности. Создание картотек дидактических и сюжетно – ролевых игр, пословиц; альбома «Монеты и деньги». Приобщение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно - ролевым играм, вовлекая их в педагогический процесс. Вовлечение специалистов в реализацию проекта.
Воспитатели, родители, специалисты
Октябрь - ноябрь 2020 г.
2 этап – практический
3 Познавательные беседы по основам финансовой грамотности на темы: «А что такое деньги?», «Хочу и надо» (проблемная ситуация, «О рекламе товара», «Какие бывают доходы». Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Развитие мыслительных способностей посредством проблемных ситуаций.
Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников.
Воспитатели
Ноябрь - декабрь
2020 г.
2 НОД по развитию элементарных математических представлений (финансовая арифметика) Учить обдумывать свои действия, планируя результат.
Развивать умение считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Формировать коммуникативные качества гражданина.
Воспитатели Регулярно (на протяжении всего проекта)
3 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Чтение сказок «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть».
Чтение пословиц и поговорок экономического характера. Разучивание скороговорок. Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве). Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
Воспитатели Регулярно (на протяжении всего проекта)
4 Непосредственная образовательная деятельность с детьми. Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия. Уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов. Развивать память, мышление, логику, внимание. Воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Воспитатель (основной)
Регулярно (на протяжении всего проекта)
5 Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Продуктовый магазин», Сбербанк», «Кафе». Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты). Изготовление поделок для ярмарки.
Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги).
Воспитатели, воспитанники старшей группы,
родители
Январь 2021г.
6 Д / и «Угадай, где продаются, «Какие бывают деньги», «Что быстрее купят?», «Оцени поступок».
Настольно – печатные игры, лото: «Профессии», «Разложите товар»
[Приложение 3] научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Воспитатели,
специалисты
Регулярно (на протяжении всего проекта)
7 Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет»;
«Сбербанк», «Салон красоты», «Кафе», Ярмарка»
[Приложение 4] Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт - деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Продолжать учить считать: совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. Воспитывать экономность, бережливость, рациональность, расчетливость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
8 Организовать экскурсии в магазин, музей, почту Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания. Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. Побуждать к деловой активности. Родители Февраль 2021г.
«Ярмарка поделок» - учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации. Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. Воспитатели,
Администрация,
воспитанники дошкольной старшей группы Февраль 2021 г.
3 этап - контрольный
Квест-игра для детей старшей группы «Финансовая школа» Закрепить понятия: «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо».
Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии.
Сформировать навыки командной игры Форма Повышение интереса к изучению основ финансовой культуры дошкольников. Закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры.
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.
Воспитатели,
воспитанники
дошкольной старшей группы Февраль 2021 г.
Ожидаемые результаты:
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Сбербанк» (банкомат);
- Проведение «Ярмарки поделок»;
- Разработка методических материалов.
Социальный эффект:
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Видят красоту человеческого творения;
- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Дальнейшие планы проекта:
1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми
Список используемой литературы:
1. Блискавка. Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2017.-26 с.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2011.-130с.
7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2015.-256с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации -М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96с.
Интернет ресурсы:
1. https://minfin.gov.ru/ru/
2. https://uchitelya.com/pedagogika/190015-proekt-formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-starshih-doshkolnikov.html
3. https://vk.com/wall-184539866_3108
4.https://www.uchmet.ru/events/item/2792303/