Получи документы

Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» (5 фото)

Наталия Кущ
Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

Вид проекта: Информационно-познавательный.

Место реализации: МДОУ «ДС№19 с. Бурлацкое.

Участники проекта: Воспитанники дошкольной старшей группы, воспитатели и специалисты МДОУ «ДС№19», родители воспитанников.

Сроки реализации: Долгосрочный (октябрь – февраль 2021 г.)

Публикация «Информационно-познавательный проект „Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников“» размещена в разделах

Анализ проблемной ситуации:

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков.

Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

Изучив данную проблему, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая культура». Результаты анкетирования показали, что:

15% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;

42% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи;

43% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный

процесс финансовое воспитание.

На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму.

Актуальность проекта:

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта:

Обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Образовательные задачи:

- Ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий;

- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желания;

- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,

- Развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции;

Воспитательные задачи:

- Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;

- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Ресурсное обеспечение:

- информационные (интернет – источник);

- методические (пособия и разработки);

- кадровые (помощь специалистов и администрации);

- материально – технические (компьютерное оборудование; денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр. ; художественная литература; сюжетные картины, лото, настольные игры; атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Продуктовый магазин, «Сбербанк», «Кафе».

Этапы проекта:

1этап – констатирующий (подготовительный):

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

- Разработка плана проекта;

- Анкетирование родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»;

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта экономической направленности;

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Создание развивающей среды по теме.

2 этап – формирующий (практический):

- Обеспечить реализацию и коррекцию проекта;

- Провести НОД для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;

- Организовать и провести сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Сбербанк», «Кафе»;

- Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции;

- Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности;

- Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег;

- Организовать экскурсии в магазин, музей, почту (просмотр видеороликов);

- Систематизировать накопленный материал.

3 этап – контрольный:

Подведение итогов реализации проекта через квест – игру «Финансовая школа».

План работы по реализации проекта

Таблица 1

№ Мероприятия Задачи Ответственные Сроки

1 этап - подготовительный

1 Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. [Приложение 1]Разработка проекта. Повышения уровня компетенции воспитателей по данной теме. Выявление основных проблем в реализации проекта и пути их решения. Подборка методических разработок для реализации цели проекта.

Воспитатели

Октябрь 2020 г.

2 Оформление родительского уголка

(статьи, рекомендации, консультации по теме). [Приложение 2]

Анкетирование родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта.

Развитие доброжелательных и продуктивных взаимоотношений между родителями воспитанников и воспитателями. Приобщение родителей и детей к социокультурным ценностям.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта экономической направленности.

Создание развивающей среды по теме.

Обогатить развивающие центры играми экономической направленности. Создание картотек дидактических и сюжетно – ролевых игр, пословиц; альбома «Монеты и деньги». Приобщение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно - ролевым играм, вовлекая их в педагогический процесс. Вовлечение специалистов в реализацию проекта.

Воспитатели, родители, специалисты

Октябрь - ноябрь 2020 г.

2 этап – практический

3 Познавательные беседы по основам финансовой грамотности на темы: «А что такое деньги?», «Хочу и надо» (проблемная ситуация, «О рекламе товара», «Какие бывают доходы». Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Развитие мыслительных способностей посредством проблемных ситуаций.

Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников.

Воспитатели

Ноябрь - декабрь

2020 г.

2 НОД по развитию элементарных математических представлений (финансовая арифметика) Учить обдумывать свои действия, планируя результат.

Развивать умение считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.

Формировать коммуникативные качества гражданина.

Воспитатели Регулярно (на протяжении всего проекта)

3 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Чтение сказок «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть».

Чтение пословиц и поговорок экономического характера. Разучивание скороговорок. Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве). Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Воспитатели Регулярно (на протяжении всего проекта)

4 Непосредственная образовательная деятельность с детьми. Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия. Уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов. Развивать память, мышление, логику, внимание. Воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Воспитатель (основной)

Регулярно (на протяжении всего проекта)

5 Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Продуктовый магазин», Сбербанк», «Кафе». Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты). Изготовление поделок для ярмарки.

Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги).

Воспитатели, воспитанники старшей группы,

родители

Январь 2021г.

6 Д / и «Угадай, где продаются, «Какие бывают деньги», «Что быстрее купят?», «Оцени поступок».

Настольно – печатные игры, лото: «Профессии», «Разложите товар»

[Приложение 3] научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Воспитатели,

специалисты

Регулярно (на протяжении всего проекта)

7 Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет»;

«Сбербанк», «Салон красоты», «Кафе», Ярмарка»

[Приложение 4] Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт - деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Продолжать учить считать: совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. Воспитывать экономность, бережливость, рациональность, расчетливость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

8 Организовать экскурсии в магазин, музей, почту Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания. Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. Побуждать к деловой активности. Родители Февраль 2021г.

«Ярмарка поделок» - учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации. Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. Воспитатели,

Администрация,

воспитанники дошкольной старшей группы Февраль 2021 г.

3 этап - контрольный

Квест-игра для детей старшей группы «Финансовая школа» Закрепить понятия: «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо».

Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии.

Сформировать навыки командной игры Форма Повышение интереса к изучению основ финансовой культуры дошкольников. Закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры.

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

Воспитатели,

воспитанники

дошкольной старшей группы Февраль 2021 г.

Ожидаемые результаты:

- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Сбербанк» (банкомат);

- Проведение «Ярмарки поделок»;

- Разработка методических материалов.

Социальный эффект:

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- Видят красоту человеческого творения;

- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми

Список используемой литературы:

1. Блискавка. Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2017.-26 с.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.

6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2011.-130с.

7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2015.-256с.

8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации -М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96с.

Интернет ресурсы:

1. https://minfin.gov.ru/ru/

2. https://uchitelya.com/pedagogika/190015-proekt-formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-starshih-doshkolnikov.html

3. https://vk.com/wall-184539866_3108

4.https://www.uchmet.ru/events/item/2792303/

Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Фото «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Информационно-познавательный проект - фото
Фото №1 Тема проекта Формирование предпосылок Фото №2 Финансовая грамотность деньги
Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 09:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-познавательный проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кущ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД