Татьяна Тоскоракова
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна новая образовательная среда, высокотехнологичные Информационно - компьютерные технологии прочно вошли не только в нашу жизнь, и систему дошкольного образования. Они позволяют повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса и качество дошкольного образования, позволяют успешнее решать воспитательные и дидактические задачи, повысить познавательную мотивацию. Владение информационно – компьютерными технологиями – важнейшая составляющая личностной культуры и профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. На данный момент существует ряд противоречий и проблем. С одной стороны заметен интерес педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей; сделаны попытки научного обоснования возможностей их внедрения на дошкольной ступени образования, можно отметить расширение выпуска разнообразных и достаточно качественных электронных продуктов для дошкольников (компьютерных игр, электронных энциклопедий, дидактических электронных материалов, сайтов и пр.). С другой – отсутствие материальных средств не позволяет дошкольным учреждениям оборудовать компьютерные кабинеты в соответствии с нормативными требованиями, создать полный и разнообразный фонд электронных материалов.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Между тем низкая компьютерная грамотность, доинформационное мировоззрение, определенные проблемы, связанные с освоением информационно - компьютерных технологий, не позволяет педагогам использовать возможности этих технологий в своей профессиональной деятельности в полном объеме. Педагогу приходится постоянно повышать свою компьютерную грамотность, свою профессиональную компетентность в области использования информационных - компьютерных технологий в воспитательно - образовательном процессе, удовлетворяя требования современного информационного общества. Умение педагогов дошкольных учреждений работать в новой информационной среде с применением информационно - коммуникативных средств: это владение средствами информационно - коммуникативных технологий и знание их дидактических возможностей, проектирование образовательного пространства, включающего новые виды познавательной деятельности, направленные на достижение результатов на основе средств информационно-коммуникационных технологий, готовность самостоятельно создавать или обоснованно формулировать технологические задания на разработку средств информационно коммуникационных технологий. Приобретенные знания и умения позволяют педагогам создавать разнообразные базы данных, качественные дидактические материалы, презентации и слайд-шоу, собственные портфолио и портфолио детей, буклеты, памятки и консультации для родителей и педагогов, дистанционно общаться со своими коллегами и многое другое.
Современный ребенок живет в мире, где с детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, сотовые телефоны, игрушки, компьютеры. У детей нет барьера при освоении новых средств, поэтому он с легкостью осваивает современные технические средства. Дети дошкольного возраста активно обсуждают компьютерные игры, свои успехи при выполнении игровых заданий. Поэтому включение компьютера в образовательную среду, в форме игры, является для ребенка - дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира, а также дополнительным средством обогащения познавательной деятельности детей, формированию готовности к обучению в школе, позволяет успешно активизировать интеллектуальную деятельность дошкольников. Компьютер можно считать инструментом развития мыслительной деятельности ребенка, а также позволяет в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку создает условия для практического использования полученных знаний и умений.
В связи с этим, основными задачами в области использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников являются :
1. Обогащение детского познавательного, эстетического и социального опыта посредством компьютерных технологий (дифференциация, систематизация и обобщение представлений об окружающем мире (свойствах, отношениях, зависимостях, явлениях, активизация освоения разнообразных способов деятельности (моделирования, экспериментирования, счета, измерения) и действий (преобразования, воссоздания). 2. Развитие познавательной деятельности (познавательных процессов, логических операций, становление познавательного интереса и самостоятельности). 3. Формированиеоснов компьютерной культуры, готовности к жизнедеятельности в мире, насыщенном компьютерными технологиями.
Познавательный интерес дошкольника проявляется в стремлении ребенка познать, вникнуть в его сущность, найти связи и закономерности между явлениями, предметами окружающей действительности. Развитие интереса начинается с возникновения эмоционально-положительного отношения к объектам и явлениям социального окружения. Это отношение развивается за счет включения детей дошкольного возраста в активную познавательную деятельность. В детском саду есть все педагогические условия, обеспечивающие устойчивые интересы дошкольников, а именно: «создание обогащенной предметно - пространственной среды в качестве «пускового механизма» интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности ; создание проблемно - поисковых ситуаций, включение занимательности в содержание, стимулирование проявления положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности; использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса».
Отметим, что организация использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий. Педагогу необходимо взвешенно подходить к определению целей и границ использования информационно-коммуникационных технологий. Педагоги должны четко соблюдать санитарно - гигиенические нормы и владеть методикой приобщения детей к современным информационно – коммуникационным технологиям. Для снижения утомляемости в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию. Необходимо предусмотреть чередование режимов отдыха и детских деятельностей.
Итак, информационно-коммуникационные технологии в сочетании с традиционными средствами обучения в детском саду повышают эффективность познавательной деятельности дошкольников, являются эффективным обучающим, воспитательным средством.
Компьютерная грамотность и владение информационно-компьютерными технологиями являются требованием современного информационного общества, частью личностной культуры и профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Список литературы:
1. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Подьяков и др. ; Под ред. Ю. М. Горвица. М. : Линка- Пресс, 1998.
2. Акпарова О. Г. Учиться никогда не поздно. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 71-75
3. Вербенец А. М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников : проблемы, этапы, методы. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 6-21.
4. Варченко В. И., Тупичкина Е. А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 22-30.