МААМ-картинки

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении

Татьяна Тоскоракова
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении

Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна новая образовательная среда, высокотехнологичные Информационно - компьютерные технологии прочно вошли не только в нашу жизнь, и систему дошкольного образования. Они позволяют повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса и качество дошкольного образования, позволяют успешнее решать воспитательные и дидактические задачи, повысить познавательную мотивацию. Владение информационно – компьютерными технологиями – важнейшая составляющая личностной культуры и профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. На данный момент существует ряд противоречий и проблем. С одной стороны заметен интерес педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей; сделаны попытки научного обоснования возможностей их внедрения на дошкольной ступени образования, можно отметить расширение выпуска разнообразных и достаточно качественных электронных продуктов для дошкольников (компьютерных игр, электронных энциклопедий, дидактических электронных материалов, сайтов и пр.). С другой – отсутствие материальных средств не позволяет дошкольным учреждениям оборудовать компьютерные кабинеты в соответствии с нормативными требованиями, создать полный и разнообразный фонд электронных материалов.

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Между тем низкая компьютерная грамотность, доинформационное мировоззрение, определенные проблемы, связанные с освоением информационно - компьютерных технологий, не позволяет педагогам использовать возможности этих технологий в своей профессиональной деятельности в полном объеме. Педагогу приходится постоянно повышать свою компьютерную грамотность, свою профессиональную компетентность в области использования информационных - компьютерных технологий в воспитательно - образовательном процессе, удовлетворяя требования современного информационного общества. Умение педагогов дошкольных учреждений работать в новой информационной среде с применением информационно - коммуникативных средств: это владение средствами информационно - коммуникативных технологий и знание их дидактических возможностей, проектирование образовательного пространства, включающего новые виды познавательной деятельности, направленные на достижение результатов на основе средств информационно-коммуникационных технологий, готовность самостоятельно создавать или обоснованно формулировать технологические задания на разработку средств информационно коммуникационных технологий. Приобретенные знания и умения позволяют педагогам создавать разнообразные базы данных, качественные дидактические материалы, презентации и слайд-шоу, собственные портфолио и портфолио детей, буклеты, памятки и консультации для родителей и педагогов, дистанционно общаться со своими коллегами и многое другое.

Современный ребенок живет в мире, где с детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, сотовые телефоны, игрушки, компьютеры. У детей нет барьера при освоении новых средств, поэтому он с легкостью осваивает современные технические средства. Дети дошкольного возраста активно обсуждают компьютерные игры, свои успехи при выполнении игровых заданий. Поэтому включение компьютера в образовательную среду, в форме игры, является для ребенка - дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира, а также дополнительным средством обогащения познавательной деятельности детей, формированию готовности к обучению в школе, позволяет успешно активизировать интеллектуальную деятельность дошкольников. Компьютер можно считать инструментом развития мыслительной деятельности ребенка, а также позволяет в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку создает условия для практического использования полученных знаний и умений.

В связи с этим, основными задачами в области использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников являются :

1. Обогащение детского познавательного, эстетического и социального опыта посредством компьютерных технологий (дифференциация, систематизация и обобщение представлений об окружающем мире (свойствах, отношениях, зависимостях, явлениях, активизация освоения разнообразных способов деятельности (моделирования, экспериментирования, счета, измерения) и действий (преобразования, воссоздания). 2. Развитие познавательной деятельности (познавательных процессов, логических операций, становление познавательного интереса и самостоятельности). 3. Формированиеоснов компьютерной культуры, готовности к жизнедеятельности в мире, насыщенном компьютерными технологиями.

Познавательный интерес дошкольника проявляется в стремлении ребенка познать, вникнуть в его сущность, найти связи и закономерности между явлениями, предметами окружающей действительности. Развитие интереса начинается с возникновения эмоционально-положительного отношения к объектам и явлениям социального окружения. Это отношение развивается за счет включения детей дошкольного возраста в активную познавательную деятельность. В детском саду есть все педагогические условия, обеспечивающие устойчивые интересы дошкольников, а именно: «создание обогащенной предметно - пространственной среды в качестве «пускового механизма» интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности ; создание проблемно - поисковых ситуаций, включение занимательности в содержание, стимулирование проявления положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности; использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса».

Отметим, что организация использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий. Педагогу необходимо взвешенно подходить к определению целей и границ использования информационно-коммуникационных технологий. Педагоги должны четко соблюдать санитарно - гигиенические нормы и владеть методикой приобщения детей к современным информационно – коммуникационным технологиям. Для снижения утомляемости в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию. Необходимо предусмотреть чередование режимов отдыха и детских деятельностей.

Итак, информационно-коммуникационные технологии в сочетании с традиционными средствами обучения в детском саду повышают эффективность познавательной деятельности дошкольников, являются эффективным обучающим, воспитательным средством.

Компьютерная грамотность и владение информационно-компьютерными технологиями являются требованием современного информационного общества, частью личностной культуры и профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Список литературы:

1. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Подьяков и др. ; Под ред. Ю. М. Горвица. М. : Линка- Пресс, 1998.

2. Акпарова О. Г. Учиться никогда не поздно. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 71-75

3. Вербенец А. М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников : проблемы, этапы, методы. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 6-21.

4. Варченко В. И., Тупичкина Е. А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. // Детский сад: теория и практика. 2011.№6. С. 22-30.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении
Опубликовано: 14 октября 2024 в 16:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тоскоракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД