Ольга Хваткова
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 7» Дошкольное отделение 1.
Информационно-коммуникационная технология.
(Комарова Т. С., Комарова И. И.)
Подготовила: Хваткова О. В.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Цель: повышение качества воспитательно -образовательного пространства через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании :
- модернизация учебно-воспитательного процесса, (за счёт интернет –
ресурсов, аудиосистем);
- повышение уровня познавательной активности воспитанников;
- расширение возможностей взаимодействия с семьёй;
- обеспечение качественной методической подготовки к образовательно –
воспитательному процессу;
- повышение уровня самообразования.
Использование компьютерных технологий помогает :
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Использование ИКТ практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
- создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
- использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает:
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Материально-техническое обеспечение :
- компьютер и интернет,
- проектор,
- видеокамера и фотоаппарат,
- мультимедиа и интерактивный стол.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети интернет, повышается их социальный статус.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения ИКТ повысился:
- уровень познавательной активности воспитанников,
- уровень самореализации воспитанников и педагогов,
- образовательный уровень педагога.
Сформированы:
- коммуникативные навыки и партнёрские взаимодействия,
- умения владеть информационно-коммуникативными ресурсами.
Развиты:
- способности креативного и логического мышления.
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
В результате проведённого на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в познавательной активности воспитанников посредством информационно-коммуникационных технологий и снижения процента детей, имеющие затруднения.
Литература:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание, 2000 - № 11 – С. 34.
3. Комарова И. И., Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». 2011г.
Результаты мониторинговых исследований
при использовании ИКТ технологии.
№п/п Ф. И.
воспитанника Усвоение программы Познавательная активность Коммуникативная активность Умение пользоваться оборудованием
н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г
1 н н н н н н н с
2 н с с с н с с с
3 в в с в с в с в
4 с с с в с в с с
5 с в с в с с с в
6 с с с с с с с с
7 н с с в с с н с
8 с в с в с в с в
9 с в в в с в с в
10 с в с в с в с в
11 с в с в с в с в
12 в в в в с в с в
13 н с с с н с н с
14 с в в в в в в в
15 н с н с н с н с
16 с в с с с с с в
17 н с н с с с с в
18 н с н с н с с в
19 с в с с с с с в
20 н с н с н н н с
21 с в с в с с с в
22 н с н с н с н с
23 с с н с н с с с
24 с с с в н с с в
25 с с с в с с с в
н-9 н- 1 н- 6 н- 1 н- 9 н- 2 н- 6 н- 0
с-14 с-13 с-16 с-11 с-15 с-15 с-18 с-10
в- 2 в- 11 в-3 в-13 в-1 в-8 в-1 в-15
Итоговые показатели использования
ИКТ технологии
На начало
использования
технологии На текущий
момент использования
технологии
н. у. 30% н. у. 4%
с. у. 63% с. у. 49%
в. у. 7% в. у. 47%
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
(Консультация для родителей)
На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения внедрены информационные технологии. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникает способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления, которые ведут к повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования