Светлана Мельник
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в 21 веке- веке высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире информационных и компьютерных технологий. Эти технологии прочно вошли в его жизнь, начиная с младшего возраста. Меняется и роль воспитателя – он должен стать координатором информационного потока, который стремительно направляется на ребенка, суметь проанализировать, систематизировать и направить информацию таким образом, чтобы ребенок качественно ее усвоил без чрезмерных усилий, в игровой форме, с желанием узнать все больше и больше.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ» размещена в разделах
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия воспитателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
На сегодняшний день целью любого дошкольного учреждения является создание единого информационного образовательного пространства в детском саду, а для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Повысить ИКТ-компетентость участников в проектировании воспитательно-образовательного процесса, применяя интерактивные методы обучения (для продвинутых пользователей). Необходимо направлять воспитателей на специальные курсы, мастер-классы, семинары для обучения и овладения ИКТ В ДОУ;
2. Активно использовать информационно-коммуникационные технологии в развитии дошкольников. Какие же преимущества имеют новые технологии и методические приемы, используемые в работе с детьми:
Делают «видимыми» проблемы, которые предстоит решать;
Формируют у ребенка процесс осмысления собственных навыков;
«Старые методики» положенные на компьютерную основу, получают «второе дыхание»;
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования;
Дети менее утомляются, дольше сохраняют работоспособность, т. к. занятия им интересны;
Глядя на экран, ребенок сам видит результат своей работы.
3. Создать медиотеку презентаций к проводимым занятиям. Это позволяет воспитателям быстро и качественно подготовиться к занятию с детьми, экономя свое время и средства; быстро и в широком доступе найти нужную информацию; качественно улучшить занятие, создать собственную презентацию, ярко и красочно оформить конспект занятия, тем самым повысить ее усвояемость детьми. Созданная электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу, лабиринты для развития мелкой моторики - все это позволяет воспитателю быстро и качественно создать такую атмосферу для ребенка, в которой он с удовольствием принимает на себя роль участника и исследователя одновременно.
4. Разработать алгоритм составления занятий с использованием компьютерных технологий. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Поэтому, информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
5. Использование ИКТ в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами. Мастер-классы, методические объединения, семинары, консультации, педсоветы – все работа с воспитателями строится на базе использования ИКТ.
6. Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, благодаря которой сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, родительские собрания.. Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. С помощью ИКТ родители воочию убедились как проходят занятия с детьми, удобно проводить мастер-классы, в которых родители с удовольствием участвуют вместе с детьми. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным вопросам.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно - образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются достижения его воспитанников. Участие детей в различных интернет - конкурсах, видео-сообщения, создание собственных сайтов, на которых и дети и родители могут общаться между собой и воспитателем, выкладывать фото своих поделок, рисунков совместно проведенного досуга с родителями, делиться информацией и т. д. - все это способствует развитию творческого потенциала детей и родителей, желание общаться и узнавать что-то новое, делиться своими достижениями, создавать новые проекты и т. д.
Тем самым, можно сделать вывод, что знание информационных технологий и умение ими пользоваться является одной из ключевых компетентностей современного человека, тем более педагога.