МААМ-картинки

Информационно-исследовательский проект «Здравствуй, дерево!» во второй младшей группе

Елена Елизарова
Информационно-исследовательский проект «Здравствуй, дерево!» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуй, дерево!

Информационно – исследовательский проект

«Здравствуй, дерево!»

(вторая младшая группа)

Актуальность проекта.

В нашем современном мире дети мало общаются с природой. Поэтому мы нередко можем наблюдать небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья всегда окружают нас, но дети почти не обращают на них внимания и в не воспринимают как живые объекты. Зачастую такое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Публикация «Информационно-исследовательский проект „Здравствуй, дерево!“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Суть которого заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зеленым насаждениям. Углубить их знания о значение деревьев в жизни людей.

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

-Показать особенности строения дерева (ствол, ветки, листья, иголки).

-Научить узнавать и различать их по внешнему виду, коре, познакомить с плодами (сережки, шишки).

-Расширять представления о сезонных изменениях в жизни деревьев.

-Дать представления о том какую пользу приносят деревья.

-Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;

-Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

- Развивать логическое мышление, речь, кругозор;

- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Ожидаемый результат:

- дети научатся различать деревья по внешнему виду, коре, узнавать их плоды и семена;

- узнают какую пользу приносят деревья;

- получат знания о деревьях в разное время года;

- чувствовать ответственность, любовь к природе, желание беречь ее;

- передавать свои впечатления о природе в разных формах (в рассказах, стихах, загадках, в разных видах продуктивной деятельности).

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Этапы проекта

1. Организационный

а) подбор и изучение литературы:

б) постановка цели, и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

в) группировка материала, составление плана

2. Практический этап состоит из 3 блоков: «Осень», «Зима», «Весна»

а) наблюдения

б) беседы

в) игры

г) исследовательская деятельность

д) продуктивная деятельность: рассматривание репродукций, картин; рисование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы.

и) трудовая деятельность

3. Заключительный

- итоговая диагностика познавательных процессов

- распространение опыта в детском саду.

- презентация проекта

План работы над проектом

1 этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, продуктивной деятельности; игр, разработка бесед и наблюдений, тем для исследовательской деятельности.

2 этап

1 блок «Осень»

Наблюдения и беседы

«Какие разные деревья»

Цель: обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)

«Стройная берёзка»

Цель: показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные

«Красивый клён»

Цель: найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья у клёна, обратить внимание, что листья резные, очень красивые: желтые, зелёные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.

«Кора»

Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, клён, рябина иотметить различия. Учить детей определять дерево по коре.

«Падают-падают листья…»

Цель: обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.

«Как деревья готовятся к зиме?»

Цель: рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

«Из истории использования древесины»

Цель: рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам, старые аккуратно заклеить.

Игровая деятельность: «Узнай дерево по листьям», «Лист, с какого дерева», «Найди такой же листочек», «Сколько в руке листьев березы?», «Какого цвета лист», «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине)», «Разложи листья (чередование)», «Соберем гирлянду из листьев», «Найди самый большой лист (самый красивый)», «Что сначала, что потом», «Принеси лист березы», «Поймай листок», «Найди и принеси красный (жёлтый, зелёный) лист»

Исследовательская деятельность

Обследование и рассматривание листьев, коры, ветки деревьев, плоды. Цель: формировать знания об основных частях дерева; об особенностях березы и клена, по которым их можно выделить среди других деревьев.

Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», Е. Серова «Осенний клен», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; С. Рагулина «Клен», П. Т Воронько «Берёзка», И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру летят», И. Т «Сосны», «Ветрено»

Аппликация (коллективная работа) «Падают, падают листья…»

Рисование «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника рисования, «Лес осенью» (гуашь)

Лепка (пластилинография) «Ветка рябины»

Трудовая деятельность:

- Сгребание сухих листьев в определенное место

- Сбор разноцветных листьев.

- Сбор опавших листьев вокруг деревьев

- Уход за поломанными ветками.

- Сбор плодов деревьев

2 блок «Зима»

Наблюдения и беседы

«Как Узнать ель»

Цель: познакомить детей с деревом, назвать его, объяснить, чем оно отличается от клена и березы (зеленое, колючее). Показать, что у ели есть ствол; ветви, покрытые иголками, ветви на ели разные: внизу – большие, раскидистые, вверху – маленькие, редкие; ель стройное, красивое дерево, оно похоже на пирамидку.

«Первый снег»

Цель: осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, рябину и клён. Что есть у деревьев? (Ствол, ветки, а на рябинке красные ягоды) Спросить, почему деревья голые, куда делись листочки, почему? Рассказать, как изменились деревья и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов. Спросить, какие деревья они знают? Поупражнять в различении деревьев по веткам и стволам.

«По улице гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берез.»

Цель: обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (клён, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям оттого, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться.

«Мороз и солнце – день чудесный»

Цель: рассказать, что в зимнее время деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

«Оттепель»

Цель: понаблюдать за деревьями в оттепель (как прекрасны деревья с заледеневшими ветками, как мелодично звенят ими). Объяснить детям, что на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. Подойти к берёзе полюбоваться её красотой и послушать мелодичный звон.

«Ясная, солнечная погода»

Цель: объяснить, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора дерева тёплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев тёплые (подойти к деревьям и потрогать кору у дерева рукой)

«Метель»

Цель: показать зависимость состояния деревьев от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом. Снег утепляет корни деревьев, они не замёрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой, появятся листочки и дерево оживёт, проснётся от зимней спячки.

Игровая деятельность: «Назови дерево: береза, клён, рябина, ель», "Волшебный клад", «Найди дерево по описанию», «Найди дерево по ветке», «Загадай, мы отгадаем», «Найди дерево по семенам», «Собери пирамидку из листьев (по возрастанию)», «Разложи листочки по цвету» (по убыванию, возрастанию, «Деревья, плоды, ягоды», лото «Сложи картинку», «Деревья и листья», «Кто быстрее добежит до елочки», «Найди дерево по веточке»

Исследовательская деятельность: «Живое дерево»: «Как дышит растение?», «Нужен ли дереву свет?», «С водой и без воды», «Тонет - не тонет».

Цель: выяснить в ходе исследования, что дерево живой объект природы. Развивать способность к логическому мышлению, прививать навыки опытной, экспериментальной деятельности, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать речь.

Чтение: В. Рождественский «Березка», Б. Заходер «Почему деревья не ходят?», В. Бианки «Лесная газета», В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика», С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной», А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», Н. Гончаров «Елка» А. Лопатина «Художник и клен», «Спор деревьев», Е. Алябьева «Станем мы деревьями», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»

Художественное конструирование

«Зимний лес»

Рисование «Елочка», «Зимнее дерево»

Трудовая деятельность:

- Сгребание снега к стволу дерева

- Очистка стволов от отмершей коры.

- Утепление корней деревьев и кустов снегом.

3 блок «Весна»

Наблюдения и беседы

«Что нужно деревьям?»

Цель: углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. На панно, где изображено дерево, постепенно выкладывать рисунки и уточнять их значимость: солнце (дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет сильнее); капелька воды или облако - без воды деревья погибнут, ей они питаются; комочек земли – почва (всё, что нужно для роста находится в почве; дождевой червь – он рыхлит почву, чтобы дереву было легче дышать; ветер, пчела и шмель – они разносят семена, за счёт чего прорастают новые деревья; необходим и воздух, но как его изобразить – он ведь прозрачный, невидимый.

«Ещё в полях белеет снег…»

Цель: показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы. Снег ещё лежит под деревьями, но около стволов появились воронки – это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев скоро начнётся сокодвижение. Осмотреть деревья на участке (до начала сокодвижения, в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

«Почки»

Цель: посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, клёне и рябине, определить, что они разные, отличаются: у одних круглые, у других продолговатые, мелкие и крупные. У берёзы почки мелкие и продолговатые.

«Берёзовый сок»

Цель: формировать бережное и заботливое отношение к берёзе. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: делают надрез на коре – и сок стекает. Рассказать о пользе берёзового сока для здоровья (сок очень полезный, он богат витаминами, научить, что после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной, чтобы дерево не заболело и не погибло. Не зря в русской пословице говорится: «Берёза плачет кровавыми слезами»

«Цветут ли деревья?»

Цель: объяснить детям, что деревья тоже цветут, но по-разному: на одних появляются длинные серёжки, а на других цветочки. Это значит, что деревья проснулись от зимней спячки. Полюбоваться красотой деревьев, подойти поближе к каждому дереву рассмотреть серёжки и цветы.

«Лист зеленеет молодой»

Цель: обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные. Майские жуки и насекомые загудели возле зелёных веток деревьев.

Игровая деятельность: «Узнай дерево по коре», «Детка с ветки», «Опиши дерево/куст/» по мнемокарте : название, дерево или кустарник? Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий.) какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая.) Какого цвета и формы листья? (круглые, симметрично расположены листики овальной формы, резные, вытянутые). «Кто быстрее добежит до берёзы (клёна, рябины)», «1,2,3 – к дереву беги», «Узнай дерево летом и зимой», "Палочка-выручалочка".

Исследовательская деятельность: «Какие разные эти ветки». Цель: вместе с детьми срезать 3 ветки: берёзы, клёна и рассмотреть на них почки, уточнить на какой ветке какие почки. Предложить детям поставить их в группе в вазу, и понаблюдать на какой из веток появятся первые листочки.

«Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду?»

Цель: показать, что в жаркую погоду ствол берёзы не нагревается.

Если в жаркий день дотронуться до ствола берёзы, то можно заметить, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным (попросить детей потрогать ствол берёзы и другого дерева руками). Объяснить, что белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее – чёрная или белая ткань).

Чтение: Т. Белозеров «На что похоже», И. Токмакова «Разговор большой ели и мушки», Прокофьев «Наш лесок», И. Семенова «Береза», З. Александрова «Теплый дождь», Прокофьев А. «Я поднял дерево», Римма Казакова «Спасибо вам, елки зеленые», Виктор Боков «Не руби березы», М. Скребцова «Разговорчивая Березка», А. Лопатина «Волшебная рябина»

Рисование «Ветка в вазе»

Аппликация «Чудо - дерево»

Художественное конструирование

(совместная работа воспитателя с детьми) «Сезонное дерево»

Трудовая деятельность:

- Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев

- Удаление поврежденных и сухих веток

- Сбор поломанных веток на участке.

- Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников

- сбор сухих листьев

3 этап

- итоговая диагностика познавательных процессов

- распространение опыта в детском саду.

- презентация проекта

Литература:

1. Николаева Е. С. Парциальная программа «Юный Эколог». Система работы в младшей группе детского сада. – 2-е изд., исп. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 104 с.

2. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие/ Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.

3. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1985.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.

6. Комарова Т. С. «Изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2017. – 112 с.

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха»Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха» Актуальность исследования Горох на огороде – полезное лакомство для детей и взрослых. Значение гороха для жизнедеятельности организма человека.

Информационно-творческий проект «Лук — зеленый друг» во второй младшей группе детского садаИнформационно-творческий проект «Лук — зеленый друг» во второй младшей группе детского сада Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект. Продолжительность проекта: c 18.03.20 по 18.04.20 Направленность работы:.

Исследовательский проект «Кто в домике живёт?» во второй младшей группе Цель проекта: активизировать познавательное развитие и научить детей по тактильным ощущениям определять предметы. Вид проекта: групповой.

Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?» В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение.

Познавательно-исследовательский проект «Кораблик» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка». Познавательно - исследовательский проект во.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно – игровой. Образовательные области: познавательная, художественно – эстетическая, речевая, социально – коммуникативная.

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Весёлая пчёлка»Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Весёлая пчёлка» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ во второй младшей группе «ВЕСЁЛАЯ ПЧЁЛКА» Вид проекта: познавательно - творческий Участники проекта:.

Познавательно-исследовательский проект «Веселая капелька» во второй младшей группе Название проекта: «Волшебная капелька» Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-исследовательский проект «Здравствуй, дерево!» во второй младшей группе
Опубликовано: 16 марта 2024 в 14:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-исследовательский проект «Здравствуй, дерево!» во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елизарова (УИ 580823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД