Ольга Горулько
«Маленькие волшебники» информационно-исследовательский проект во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-исследовательский проект во второй младшей группе
«Маленькие волшебники»
Название проекта : «Маленькие волшебники»
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители
Тип проекта : информационно-исследовательский, групповой
Длительность проекта : краткосрочный
Срок реализации проекта : 2 недели (02.12. – 13.12.)
Публикация «„Маленькие волшебники“ информационно-исследовательский проект во второй младшей группе» размещена в разделах
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз сосульки и т. д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта : Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.
Задачи:
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
• Развивать собственный познавательный опыт.
• Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
• Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
• Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Гипотеза: у детей появится интерес к экспериментальной деятельности; потребность в дальнейшей работе в данном направлении.
Ожидаемый результат:
• дети смогут осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• ребёнок сможет проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• ребёнок будет понимать простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап: определение содержания экспериментальной деятельности по темам с учётом рабочей программы данной возрастной группы; формулирование проблемы; определение актуальности, цели и задач; подбор методической литературы; подбор опытов по данному возрасту; подбор оборудования для проведения опытов; составление плана реализации проекта с постепенным усложнением познавательных задач.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования
2. Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего школьного возраста»
3. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Основной этап: организация предметно-развивающей среды, проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность детей.
План работы по проекту
Сроки Содержание работы Цель
02.12. «Волшебные краски» Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
03.12. «Попробуй собери» Побуждать детей к поиску решения поставленной проблемы - собрать разлитую воду, при помощи подручных материалов (салфетки, тряпочки, губки).
04.12. «Путешествие льдинки» Познакомить со свойствами воды замерзать на холоде и таять в тепле.
05.12. «Откуда берутся мыльные пузыри» Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
06.12. «Строим горку из песка» Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок.
09.12. «Тонет – не тонет» На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми, выяснить, что на воде держатся только лёгкие предметы, тяжёлые тонут.
10.12. «Свойства воды» Выяснить, что вода – это жидкость, не имеющая вкуса, цвета, запаха.
11.12. «Воздух невидимка» Формировать представление детей о воздухе; выяснить что воздух находится вокруг нас, хотя мы его не видим.
12.12. «Как работает воздух» Выяснить, что воздух может двигать предметы.
13.12. «Наши помощники» Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.
Выставка поделок для экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок (кораблики, ветрячки, игрушки для игр с песком, изготовленных родителями с детьми.
Результаты реализации проекта «Маленькие волшебники»
• дети могут осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• ребёнок понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей.
Перечень литературы
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О. В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.).-М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
5. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт. М. В Корепанова - доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
6. Рыжова Н. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г