Ирина Ладейщикова
Информационно-исследовательский проект «Где живет вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : субъекты воспитательно - образовательного процесса - дети, педагоги, родители.
Составитель проекта : Ладейщикова И. В.
Вид проекта : информационно-исследовательский
Продолжительность: средней длительности (октябрь - январь)
Проблема проекта : недостаточность условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Цель проекта : обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде (свойства, агрегатное состояние, явления природы – иней, снег, лёд, гололёд и т. д.).
Публикация «Информационно-исследовательский проект „Где живет вода?“» размещена в разделах
Задачи проекта :
- Создавать условия для познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
- Знакомить детей с природой и влиянием её на человека, о значении воды в существовании всего живого на земле.
- Формировать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующей обогащению чувственного опыта.
- Развивать умение наблюдать.
- Воспитывать любовь к природе и стремление беречь её.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ГДЕ ЖИВЁТ ВОДА?»
Этапы и сроки проекта Задачи этапов Организационно-содержательная деятельность
педагоги дети родители
Подготови-
тельный этап октябрь 2013г. 1. Провести анкетирование родителей «Познавательные интересы детей».
2. Выявить проблемы, запросы родителей.
3. Мотивировать всех участников образовательного процесса на участие в проекте.
4. Разработать план реализации проекта. 5. 1. Изучение литературы:
• «Познавательно -исследовательная деятельность дошкольников». Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов.
• «Творим, изменяем, преобразуем» О. В. Дыбина.
• «Рукотворный мир» О. В. Дыбина.
• «Из чего сделаны предметы» О. В. Дыбина.
• «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахматова, В. В. Щетинина.
2. 2. Составление перспек-тивного планирования.
3. 3. Редактирование рабочей программы.
4. 4. Создание проекта : «Где живет вода?»
5. Консультации, собеседование с педагогами группы сопровождения.
6. 6. Составление плана работы с родителями.
7. Создание научно-исследовательского центра «Почемучки». 1. Опросник «Что мы знаем о воде, её свойствах и агрегатных состояниях».
2. Цикл наблюдений за водой:
• «Вода у нас дома»
• «Жизнь воды и жизнь в воде»
• «Сколько человеку нужно воды»
• «Кому нужна вода»
3. Игры:
• «Подскажи словечко» (словесная игра)
• «Ручеёк» (игра малой подвижности)
• «Караси и щука» (подвижная игра)
• «Капельки» (под легкую музыку)
• «Воздух, земля, вода» (н/п игра).
• «Дождик, дождик веселей» (пальчиковая гимнастика)
4. Поговорки и пословицы о воде (заучивание)
5. Загадки о воде (загадывание и отгадывание загадок).
6. Алгоритм умывания (что сначала, а что потом).
7. Стихотворение «Водичка серебристая». О. П. Осипова (заучивание). 1. Анкетирование:
«Познавательные интересы».
Цель: определить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.
2. Консультация: «Игра - экспериментирование» (в помощь родителям)
3. Сообщение в информационном уголке. «Родители-гиды на пути к познанию».
4. Родительское собрание:
• «Как отвечать на детские вопросы?»
• Познакомить с проектом «Где живет вода?»
Основной ноябрь - декабрь 2013г. 1. Расширить педагогические условия, необходимые для эффективного развития детей.
2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах создания условий в семье для экспериментальной деятельности.
3. Помочь родителям в решении проблем, возникших при повышении экологического сознания ребенка. 6. 1. Создать психологически комфортную обстановку в группе.
7. 2. Пополнить центр «Мы познаем мир» оборудованием, природным материалом.
8. 3. Организовать игры, наблюдения, беседы, исследования и опыты, занятия, итоговые мероприятия совместно с педагогами группы сопровождения.
9. 1. Общение «Знакомство детей с водой и её свойствами».
2. Беседа «Снег и его свойства».
3. Цикл наблюдений за снегом:
• снежинками
• за снегопадом (хлопьями, крупой)
• состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий - во время оттепели)
• снежными узорами на окнах
• сугробами
• глубиной снежного покрова
• гололедом
• инеем на деревьях
4. Дискуссия «Зачем зимой снег?».
5. Чтение сказок: «Зачем зимой снег?», «Снегурочка».
6. Исследования и опыты:
«Снежинки очень красивые», «Какой снег?», «Когда и почему скрипит снег?», «Зависимость свойств снега от температуры воздуха», «Где быстрее тает снег?», «Получаем талую воду», «Где вода быстрее замерзает?», «Защитные свойства снега», «Замораживаем воду - делаем ледяные украшения», «Какой лед?», «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».
7. Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
8. Беседа «Гололед».
9. Чтение рассказа Н. Носова «Горка».
10. Общение «Зимние явления в неживой природе».
11. Исследования и опыты:
«Когда бывает пар?», «Пар – это вода», «Как появляется туман?», «Иней – это замерзший пар».
12. Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
13. Аппликация – мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали».
14. Рисование (по представлению) «Снеговики в шапочках и шарфиках».
15. Лепка сюжетная:
• «Снегурочка танцует»
• «Дед Мороз принес подарки».
16. Рисование цветной водой на снегу: «Бусы», «Весёлые картинки», «Солнышко».
17. Игры и развлечения на открытом воздухе с цветной водой «Эстафеты»
18. Опыты: «Вода бесцветная», «Вода не имеет запаха», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «Животворное свойство воды».
19. Беседы:
• «Где можно встретить воду».
• «Где живет вода?»
20. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?».
21. Заучивание стихотворения «Жить нельзя нам без воды».
22. Чтение «Приключения капельки».
23. Настольно-печатные игры:
«Природные явления»,
«Где живет вода?»,
«Воздух, земля, вода» 1. Оформить альбомы:
• «Мы и вода» (фото детей)
• «Где живет вода?» (рисунки)
2. Создать книжки-малышки:
• «Чудо вода».
• «Мир воды».
• «Царица-водица».
• «Волшебница-водица».
(сочиняют сказки и рисуют иллюстрации родители совместно с детьми).
3. Изготовление ледяных (новогодних) игрушек изо льда для украшения деревьев на участке
4. Изготовление макетов по сказкам.
5. Итоговое мероприятие «Вода вокруг нас».
Итоговый (обобщающий) этап
Январь 2014г. 1. Оценить эффективность реализации проекта. 10. 1. Презентация реализации проекта «Где живет вода?»
11. 2. Рефлексия педагогической деятельности по итогам проведения всех. мероприятий проекта.
12. 3. Представление опыта работы педагогом детского сада. 1. Презентация книжек – малышек:
• «Чудо вода».
• «Мир воды».
• «Царица - водица».
• «Волшебница - водица» и т. д.
2. Рассматривание и обмен впечатлениями совместных работ (рисунков, поделок, альбомов). Родительское собрание «Наши успехи в создании проекта «Где живет вода?».