Елена Кузнецова
Информационно-игровой проект «Русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - игровой проект
«Русские народные
«Музыкальная народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее».
Актуальность темы.
Публикация «Информационно-игровой проект „Русские народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
Цель.
Создать условия для приобщения национальной культуре посредством знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.
Задачи.
• содействовать обогащению духовной культуры детей;
• привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах;
• расширять представление о богатстве и разнообразии мира звуков, издаваемых разными предметами и музыкальными инструментами;
• развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и
изобретательность в звукотворчестве;
• способствовать развитию творческих способностей;
• содействовать формированию потребности к позитивному общениюсо взрослыми, воспитывать культуру общения;
• воспитывать уважение к национальным традициям;
• воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не
только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы
досуга, дома;
• воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение
традициям и обычаям страны, края; прививать им интерес к
прошлому старшего поколения.
Гипотеза.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Игра на русских народных инструментах вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Участники проекта. Подготовительная группа общеразвивающей направленности.
Срок реализации. Декабрь - февраль.
Прогнозируемый результат.
• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• появление интереса к музыкальной культуре, активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;
• получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;
• сформированность представлений ознакомление об истории создания русских народных инструментов, с их конструктивными особенностями;
• свободное владение игрой на шумовых инструментах и инструментах-самоделках.
Педагогические принципы.
• научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности;
• единства содержания форм и методов работы;
• личностно-ориентированного подхода;
• системности и последовательности;
• доступности.
Предварительная работа.
1. Подбор аудио и CD дисков для слушания с детьми звучания русских народных инструментов в грамзаписи.
2. Подбор художественной литературы.
3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов.
4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.
5. Подбор музыкальных произведений для оркестровки.
6. Подбор видеотеки для просмотра видеофильмов, презентаций и аудиоуроков. («Русские потешки», «Группы русских народных инструментов», «Рассказы дядюшки Кузи»).
7. Составление непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну русских народных инструментов».
8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
9. Составление анкет для родителей по музыкальному воспитанию.
10. Разработка консультаций по теме: «Музыкальный фольклор – как средствовсестороннего развития ребенка», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка, «Рекомендации по изготовлению инструментов» (папка-передвижка).
Перспективное планирование.
Название мероприятия Задачи
1. Рассматривание альбома «Русские народные инструменты».
2. Вечер загадок (развлечение).
3. Как звучат русские народные музыкальные инструменты? (слушание в записи)
4. Слушание русских народных песен в исполнении русских народных инструментов.
5. Музыкально – дидактические игры «Отгадай, на чем играет сказочный герой», «Музыкальные загадки».
6. Оркестровка русских народных мелодий.
7. Как появились русские народные музыкальные инструменты (беседа).
8. «Я - исследователь» опыты и эксперименты.
9. Демонстрация мультфильма «Русские потешки».
10. Презентация «Группы русских народных музыкальных инструментов».
11. Рисование русских народных инструментов «Мой любимый инструмент».
12. Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов (непосредственная образовательная деятельность).
Создать условия для знакомства детей с русскими народными инструментами. Воспитывать интерес к культуре русского народа.
Совершенствовать представления о русских народных инструментах. Развивать умение отгадывать о них загадки.
Содействовать формированию тембрового слуха. Развивать музыкальную память.
Создать условия для восприятия музыкальных произведений, в исполнении русских народных музыкальных инструментов.
Формировать навыки различения характера музыки и тембров русских народных музыкальных инструментов.
Содействовать закреплению знания русских народных музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух.
Способствовать развитию ритмического слуха посредствам игры на ложках, бубнах. Формировать устойчивый интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
Создать условия для формирования представлений у детей о русских народных музыкальных инструментах и истории их происхождения.
Формировать предпосылки поисковой исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Уточнять представления о внешнем виде, способе звукоизвлечения и тембре русских народных музыкальных инструментов.
Создать условия для формирования представлений о группах музыкальных инструментов. Развивать мышление, речь, память.
Продолжать закрепление знания внешнего вида
русских народных музыкальных инструментов.
Развивать память, внимание, мышление.
Создать условия для закрепления представлений у детей о русских народных инструментах (о внешнем виде, классификации по способу звукоизвлечения, тембру). Воспитывать интерес к культуре русского народа.
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы нужным знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?
а) Дети должны знать народную культуру.
б) Не придаю этому вопросу особого значения.
в) Другое.
2. Празднуете ли вы дома народные праздники?
а) Всегда, если знаю о них.
б) Считаю не нужным.
в) Другое.
3. Как реагирует ваш ребенок на русское народное творчество?
а) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т. д.)
б) Равнодушно.
в) Другое.
4. Звучат ли в вашем доме русские народные мелодии?
а) Слушаем охотно, сами любим петь русские народные песни.
б) Не слушаем совсем.
в) Другое.
5. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
а) Есть музыкальный инструмент (указать какой).
б) Есть детские обучающие программы.
в) Не занимаюсь этим.
г) Другое.