Екатерина Викторовна
Опыт работы педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В своей ра-боте я использую следующие программы:
Занятия с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению по про-грамме А. С. Роньжиной.
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения. Автор И. А. Пазухина «Давайте поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет).
Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова «Приключения будущих первоклассников»
Севостьянова Е. О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.
Коррекционно-развивающая программа для детей 6-7 лет «Грамотейка» и другие.
Публикация «Опыт работы педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Наше учреждение посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Эта категория детей имеет свои трудности и особенности в развитии и воспитании.
Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Нарушение зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент в МБДОУ «ДСКВ №72» составляют дети с амблиопией и косоглазием. Распространены и такие формы зритель-ной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы.
Цель моей педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения – снятие эмоционального напряжения, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта детей в группах, а также развитие адаптивных социальных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
Свою педагогическую деятельность строю по направлениям:
1. Диагностическое направление.
2. Коррекционно-развивающее направление.
3. Консультативно-просветительское направление.
4. Организационно-методическое направление.
Я, как педагог-психолог, являюсь частью психологического сопровождения детей с нарушением зрения. Работая в тесной связи с другими специалистами (учитель-дефектолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) мы добиваемся положительных результатов. Результаты диагностических обследований и намеченный план дальнейшей работы, индивидуальные программы развития обсуждаются всеми специалистами на медико-психолого-педагогических консилиумах.
Основные задачи психологического сопровождения детей с нарушениями зрения:
1. Способствовать гармонизации эмоционального благополучия и психологического здоро-вья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса обра-зования через систему специальных игр и упражнений.
2. Формирование эмоциональной стабильности, снятие эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
3. Создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.
Планирование коррекционно-развивающей деятельности строится на диагностической основе. Проведение диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению не так много. Поэтому, использую имеющиеся методики для детей без зрительной патологии.
Я работаю со всеми возрастными группами. Вот некоторые диагностики, которые я использую в своей работе.
Младший возраст: Уровень развития восприятия цвета, формы, величины;
и наглядно-дейст. мышл. «Сюжетные картинки»
Средний возраст: «Рисунок человека» (Маховер К.)»; «Рисунок несуществующего животного». Диагностика страхов (Захаров А. И.). «Рисунок семьи». «Два дома» (Вандвик И., Экблад П.)».
Старший возраст: «Лесенка» (5-7 ступеней) (Щюр В, Якобсон С. Г.). «Диагностика само-оценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн). Опросник «Отношение детей к педагогу». Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я. Н. Кушнир) и другие.
Диагностику нервно - психического развития провожу по методическому пособию авторов К. Л. Печора, В. Г. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (М. ,«Просвещение», 1986г).
Ориентируясь на данное пособие, я использую такие методы контроля за нервно-психическим развитием детей:
1. метод опроса матери, изучение истории развития ребенка;
2. метод наблюдения за ребёнком в группе;
3. метод диагностики психического развития ребёнка, с учетом принципа целостного системного изучения.
Результаты диагностики и наблюдений за нервно-психическим развитием детей фикси-руются в индивидуальных картах, для сравнения имеющихся навыков и умений по различным видам деятельности. Для детей, которые показали II или III группы развития, состав-ляю индивидуальные программы развития. Также с детьми раннего возраста я провожу подгрупповые развивающие занятия по программе Роньжиной А. С. Цель этих занятий — по-мощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения; задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия дётей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Игры, данного цикла занятий вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают по-ложительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстни-ками.
В подготовительных группах провожу диагностику на определение уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению на начало и конец учебного года. Здесь использую пакет методик для изучения психологической готовности детей к школе. Детей, которые по результатам показали низкий уровень готовности к школе, включаю в индивидуальные и подгрупповые занятия.
Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера зрения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.
Особое внимание я уделяю социально-эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения. У детей со зрительной патологией наблюдаются, нарушения восприятия окружающей действительности, очень непрочные, расплывчатые представления о мимике, жестах, пантомимике, дети не замечают и не воспринимают эмоциональные состояния собеседника, не могут адекватно выражать свои эмоции.
Поэтому использую программы эмоционального развития детей:
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» тренинговая программа эмоцио-нального развития дошкольников.
«Давайте жить дружно!» тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения, С. В. Крюкова
Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-6 лет.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно- развивающая программа.
Применяю такие формы и методы работы : игровая коррекция (ролевые игры, психогимна-стика); арт-терапия (рисуночная, музыкотерапия); релаксационный тренинг.
Результаты мониторинга показали положительную динамику: снизились признаки эмоционального неблагополучия (агрессивность поведения, плаксивость, капризы, трудно-сти при расставании с родителями, тревожность, замкнутость, застенчивость, дети научились дифференцировать эмоциональное состояние, научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, приобрели опыт эмпатичных коммуникативных взаимодействий.
Опыт моей работы заслушивался на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ по теме : «Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и детей с ограниченными возможностями». Принимала участие в методическом семинаре «Проект ФГОС дошкольного образования».
Обобщаю и распространяю свой опыт в учреждении :
педагогический совет по теме «Психологический и эмоциональный комфорт на занятиях, как условие развития личности ребёнка»;
семинар-практикум для педагогов по теме «Сотрудничество детей и взрослых через игры. Энергия игр»;
Для родителей провожу групповые консультации-практикумы: «Давайте поиграем», «Играем пальчиками» (средний возраст, «Игра для подготовки к школе» (подготовительная группа); участвую на родительских собраниях в разных возрастных группах:«Годы чудес», «Формула готовности к школе» и т. д. ; разработала серию памяток для родителей «Первый раз…в детский сад», «Психологические особенности детей раннего возраста», «Как общать-ся с детьми раннего возраста». В родительских уголках помещаю актуальную информацию для родителей:
«Значение эмоций»
«Вот уже в школу пора»
«Детские страхи»
«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников» (практические рекомендации воспитателям)
«Кризис 3 лет»
«Маленькая сирена»
Серия консультаций «Что делать, если… …»
«Стеснительные и замкнутые».