Зульфия Колотиевская
Информационная среда как ресурс позитивной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов.
Дети отдают больше предпочтение компьютерным играм, а не другим видам детской деятельности. Образы с экрана наносят отрицательное воздействие на их психику и его сознание, что приводит к печальным последствиям.
Государственная политика в сфере общего и дополнительного образования до 2020 года предполагает сохранение приоритета нравственного и гражданского воспитания, а так же необходимость позитивной социализации подрастающего поколения.
Публикация «Информационная среда как ресурс позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Указ президента РФ от 28.05.2017 г.» Десятилетие детства». В рамках этого проекта определен основной план мероприятий до 2020 года, в том числе, также остается приоритетным направлением – информационная безопасность детей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одним из ключевых позиций ФГОС ДО.
Мир стремительно меняется и образование не всегда находит ответ на вызов современности. Одним из вызовов, является информационная безопасность и их социализация в условиях информационной среды. В связи с этим, был принят закон от 29.12.2010 г. №436-ФЗ (ред. от 18.12.2018. г) «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию».
На данный момент, можно сказать, что информационно - образовательная среда для ребенка считается небезопасной.
Дети проводят много времени за игрой в виртуальном мире, а иногда даже теряют временные рамки. «Общение с компьютером» шаг за шагом перерастает в психологическую зависимость. Дети все меньше проводят времени в реальном мире. Эмоционально-личностное общение с семьей, друзьями, природой уходит на последний план. У детей происходит дефицит вербального общения, отсюда диагностируется недоразвитие речи, в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.
Достижение цивилизации, при безответственном использовании становится фактором риска дезинтеграции и деградации детей, семей и общества.
Современная информационная, глобализированная среда оказывает негативные влияния на личность ребенка, происходит искажение образцов межличностного общения, и семейных отношений.
«Компьютерный век» породил ряд проблем. Прежде всего, это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками, из за низкопробной видеопродукции, Ребенок, не может самостоятельно воспринимать информацию, по причине неразвитости механизмов личностной рефлексии и саморегуляции.
Исходя из исследований психологов, большинство современных мультфильмов, не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. В них мы может наблюдать как скрытую, так и явную пропаганду жестокости, агрессии и насилия. У детей закладывается неправильное отношение к окружающим, формируется негативное восприятие мира.
Родителей интересует, почему ребенок агрессивный, проявляет злобность, ложь, лень. Все ответы нужно искать в том, какую информацию, ребенок получает через интернет и телевизор.
Более вредным, для детей от 4-9 лет, является телевидение, а затем компьютерные игры. Наиболее доступным местом пользования интернета, является их дом. До 70 % детей смотрят телевизор, около 50 % играет в компьютерные, и 20 % смотрит фильмы онлайн. Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры, с элементами насилия, и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультипликационные фильмы, и их персонажи за нравственные качества.
Как быть, ведь современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий. Во всем нужен правильный подход, грамотное использование, обучение детей в этой сфере, и в конечном счете интернет может стать инструментом развития ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, должны находить новые формы взаимодействия с семьей, сообща, обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации, ведь ничто не заменит живое, эмоциональное, человеческое общение.
Взрослому человеку, необходимо критически оценить ситуацию, научиться находить положительное, отсеять отрицательное в сложившейся ситуации. Этому необходимо учить и ребенка.