Галина Панычева
Информационная справка «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций : радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого - научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Публикация «Информационная справка „Эмоциональное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания, порывы. Его эмоциональные состояния переходящие и неустойчивы.
Также характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.
При приближении к кризису 3-х лет, у детей наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.
Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.
Упражнение «Веселая зарядка».
Цель - снятие мышечного напряжения, раскрепощение детей, развитие фантазии.
Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, дети повторяют движения и слова
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, -
Чтоб никто найти не смог.