Юлия Веремьёва
Информационная справка по итогам диагностики познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка по итогам диагностики познавательной деятельности
Во исполнение плана работы на 2015/2016 учебный год, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей (диагностике) в соответствии с ФГОС ДО по Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад компенсирующего вида №37 «Гвоздичка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, с целью апробации педагогами МБДОУ №37 «Гвоздичка» и внедрения опыта работы МБДОУ № 78 «Колокольчик» - «Диагностика новая система качества педагогической деятельности», в дошкольном учреждении с 01.10.2015 по 16.10.2015г. была проведена психолого-педагогическая диагностика детей по методике Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
Публикация «Информационная справка по итогам диагностики познавательной деятельности» размещена в разделах
Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что особенно ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном — игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Используемые методики позволили изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3— 7 лет и позволили определить основные параметры развития детей: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Разносторонность диагностирования развития детей 2—7 лет позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия. Используемый комплекс методик позволил осуществить контроль за ходом развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявить неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются:
• принятие задания;
• способы выполнения задания;
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату своей деятельности.
Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей. При анализе результатов обследования основное внимание уделялось оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл ставился в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.
2 балла ставились в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 балла ребенок получал, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. 4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).
4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40). Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.
В дошкольном учреждении воспитывается 113 детей с нарушением опорно - двигательного аппарата, возрастом от 3х до 7 лет. Мониторинговое исследование проводилось с 01.10.2015 по 16.10.2015 года. Его проводили педагоги групп, педагог - психолог и старший воспитатель МБДОУ.
По итогам мониторинга были получены следующие результаты:
Группа №01 «Фиалка» (младшая)
Всего продиагностировано - 15 воспитанников.
Группа №02 «Ландыш» (младшая)
Всего продиагностировано - 15 воспитанников.
Группа №03 «Лилия» (средняя)
Всего продиагностировано - 22 воспитанника
.
Группа №04 «Незабудка» (старшая)
Всего продиагностировано - 18 воспитанников
.
Группа №05 «Колокольчик» (старшая)
Всего продиагностировано - 17 воспитанников
.
Группа №06 «Ромашка» (старшая)
Всего продиагностировано - 21 воспитанник
На 16.10.2015 года в МБДОУ №37 «Гвоздичка» охвачены мониторинговым исследованием 108 воспитанников. В соответствии с применяемой методикой их можно было бы разделить на 4 группы, но учитывая выше указанные показатели и количество баллов обследуемых детей в первую группу (10—12 баллов) которую составляют дети не проявляющие интереса к игрушкам, не включающиеся в совместную игру, не решающие познавательных задач, а в условиях обучения действующие неадекватно. Не вошел ни один ребенок дошкольного учреждения.
Во вторую группу (13—23 балла) вошли 7 воспитанников (6,4%, это дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерным оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения, самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия, остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
В третью группу вошли 47 воспитанников (43,5%) дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
В четвертую группу входят 54 воспитанника (50%) дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.
Полученные результаты можно увидеть на диаграмме :
Выводы:
1. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне познавательного развития у воспитанников МБДОУ №37 «Гвоздичка».
2. Наиболее успешно дети справлялись с заданиями «Включение в ряд», «Сложи разрезную картинку» и «Коробка форм».
3. Затруднения возникли при выполнении субтестов «конструирование из палочек», «расскажи», «нарисуй», что говорит о необходимости дополнительного внимания к построению работы по развитию зрительного восприятия и речевой практике у детей педагогами и родителями.
Рекомендации:
1. Создавать материальные и методические условия для формирования и развития восприятия у детей, как начальной ступени познания окружающей действительности
2. Осуществлять контроль над выполнением рекомендаций специалистов по результатам проведенной диагностики.
3. Осуществлять личностно-ориентированный подход при планировании работы с детьми, вошедшими в четвёртую группу, с учётом зоны ближайшего развития.