Татьяна Кокорина
Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»
Тема ППО: «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»
Сроки изучения и обобщения опыта: Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется с 2015 года.
Научно-теоретическая основа опыта:
- теория ролевой творческой игры: Л. С. Выгодский, С. л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджеринская, Н. В. Королёва;
- особенности сюжетно-ролевой игры: Н. А. Виноградова, С. А. Козлов, Н. В. Краснощёкова, В. С. Мухина;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Информационная карта передового педагогического опыта „Сюжетно-ролевая игра, Особенности проведения“» размещена в разделах
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»
Творческие находки автора:
- проведение серии сюжетно-ролевых игр с последующим усложнением по возрасту «Гости», «Парикмахерская», «Поликлиника»;
- подготовка игрового оборудование: создание карточек для поликлиники, кошельков, билетов в автобус;
- серия презентаций к сюжетно-ролевым играм, в соответствии с темой игры, например «Путешествие в парикмахерскую», «Королева Зубная щётка», «правила поведения в гостях» и т. д.
- разработка картотеки «Сюжетно-ролевые игры»;
- разработка консультаций для родителей «О роле сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка», «Учите детей играть!»
Проверка результативности и эффективности опыта:
- показ открытых занятий в ДОУ по сюжетно-ролевой игре;
- защита диплома в КРИПК и ПРО по теме «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений старших дошкольников»;
- анкетирование родителей «Сюжетно-ролевая игра дома»;
- наблюдение за игрой детей в группе;
Основное содержание ППО: Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью игры в жизни дошкольников, которую отмечали в своих трудах психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. Н. Подъяков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.
Именно через игру дети познают окружающий мир и учатся общаться друг с другом. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.
Но к сожалению, как правильно отмечает в своей статье Сыроватская Н. И. «игра уходит из жизни дошкольников», раньше игра «естественным образом передавалась от старших детей к младшим» в «дворовых сообществах». Сейчас к сожалению эта связь прервана, в семьях часто по одному ребёнку, дворовые игры встречаются всё реже. «Техническая революция значительно снизила речевые контакты» дети стали много смотреть познавательных передач.
Поэтому так важно обратиться к сюжетно-ролевой игре, необходимо научить детей играть, сочинять сюжеты, придумывать игровые ситуации, проигрывать взрослые роли, учиться взаимодействовать друг с другом.
В какой бы возрастной группе не были дети между ними «разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений». Дети дружат, помогают друг другу, ссорятся и мирятся, отстаивают своё или соглашаются с другими, спорят, ревную. При этом дети переживают разнообразные эмоции в течении дня. Именно эти первые отношения дошкольников (дружба, ссоры, обиды) являются фундаментом для развития личности ребёнка. Освоив фразовую речь, ребёнок вступает в общение с другими детьми, конечно же первое общения всегда строится вокруг игрушек и игр. Первые межличностные отношения завязаны через предметную деятельность – желание поиграть одной и той же машинкой, куклой. Позже, в середине дошкольного детства, дети договариваются о совместной игре, объединяются в группы по интересам и конечно же появляется сюжетно-ролевая игра. И здесь уже идёт обсуждение кто какую возьмёт на себя роль. Межличностные отношения носят здесь совсем другой характер.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра является важнейшим и наиболее доступный видом детской деятельности, в ней дети проигрывают полученные из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. С возрастом игра усложняется, она проходит ряд этапов от простого манипулирования предметом, до сложной многообразной сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В ней дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят их деятельность и отношения между ними.
Воображаемая ситуация – это основная особенность сюжетно ролевой игры. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.
Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена общества.
В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы:
- воспитатель должен играть вместе с детьми;
- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Вот несколько рекомендаций по проведению игр:
- проводится игра минимум 2 раза в неделю, в течении недели игра по одной тематике, затем по другой, например: 1 неделя – «Парикмахерская», 2 неделя – «Такси», 3 неделя – «Поездка в парикмахерскую», где совмещаются ранее освоенные игры;
- сюжетно-ролевая игра будет продуктивной, если прежде чем её начать, воспитатель обсудит её с детьми, вместе наметит план, поставит цель, обсудит сюжет, таким образом станет ближе смысл, который вкладывают в игру дети и уже учитывая его, воспитатель приняв на себя подходящую роль, сможет аккуратно, ненавязчиво корректировать игру, подключаю в неё всё новых и новых детей;
- необходимо изготавливать атрибуты для игры, делать это лучше вместе с детьми, таким образом у детей закрепляется интерес к игре, развивается воображение, фантазия, умение замещать и создавать необходимые инструменты;
- чтобы игра не прошла даром, а дала детям опыт к поведению в той или иной ситуации в дальнейшей жизни, она должна иметь логическое завершение, и дети должны научиться заканчивать игры не обрывая друг друга. Для этого воспитатель может принять на себя роль кого-либо, соответствующего игре и сообщить о её окончании, например: воспитатель-администратор в парикмахерской сообщает вновь прибывшим клиентом, что через 5 мин парикмахерская закрывается и они уже никого не могут принять, в игре «Автобус» воспитатель-кондуктор сообщает о том, что автобус прибывает на конечную остановку и т. д. ;
Итак, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра, проводимая планомерно, подобранная по возрасту и интересам детей, способствует формированию межличностных отношений старших дошкольников, положительно влияет на формирование и развитие личности ребёнка в целом, помогает подготовить его к взрослой жизни, учит правилам
поведения и позволяет заранее научить детей ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Публикации
Последователи: Педагоги районных детских садов.
Наличие обобщённого материала:
Портфолио по сюжетно-ролевой игре, которое включает:
- комплексно-тематическое и календарное планирование;
- картотеку сюжетно-ролевых игр;
- рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры;
Распространение и внедрение опыта (диссеминация):
- проведение открытых занятий в ДОУ;
- выступления на РМО;
- публикации в интернет-сайтах для воспитателей, педагогов.