Татьяна Бутко
Информационная карта опыта инновационной деятельности (ОИД)
Информационная карта
опыта инновационной деятельности (ОИД)
Бутко Татьяна Валерьевна
Адрес опыта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопавловская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»,
Должность воспитатель
Стаж работы в должности 7
Юридический адрес ОО 461561 Оренбургская область,
Акбулакский район, село Новопавловка, улица Украинская, 30, 8(35-335)31-228
e-mail : novopavlovkadetsad@mail.ru
Тема ОИД «Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»
Публикация «Информационная карта опыта инновационной деятельности (ОИД)» размещена в разделах
Период изучения и обобщения опыта Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется с 01.08.2013 и по сегодняшний день
Нормативно-правовые основания для обобщения опыта 1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);
3 Указ президента Российской Федерации от 01.06.2012
№ 716 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Научно-теоретическая основа опыта При разработке управленческих механизмов художественно-эстетической деятельности ДГ в основу взяты положения инновационных методик : Т. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой, И. А. Лыковой, Т. С. Комарова.
Творческие находки автора опыта Часто изобразительная деятельность сводится к воспроизведению приемов действий, что ведет к шаблонному изображению, которое убивает интерес к процессу рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Столкнувшись в своей педагогической деятельности с такой проблемой, я попробовала реализовать ее через нетрадиционные методы в изобразительной деятельности. Предлагала детям разные техники в рисовании, аппликации, конструирование и сейчас дошкольники разных возрастов с увлечением используют в своих работах интересные инновационные методики. О некоторых из них я расскажу.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Проверка результативности и эффективности опыта Чтобы оценить систему методической работы в ДОУ, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разным и зависит от конкретного детского сада. Я использовала критерии, предложенные Ю. К. Бабанским.
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.
Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила воспитателям значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений, а педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения приобрел ряд инновационных изменений.
В ДОУ созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Любая деятельность детей, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей.
Изостудия - особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.
Приходя на занятия в изостудию, дети попадают в атмосферу искусства: звучит музыка, на стенах размещены репродукции картин художников, произведения декоративно-прикладного искусства, а также выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.
Наблюдения показывают, что дети охотно занимаются на занятиях по изобразительной деятельности, им нравится заниматься, а педагоги стали работать более творчески. Самой продуктивной формой работы являются занятия по декоративному рисованию, аппликации, лепке, где дети на основе конкретного вида создают узоры, лепят народную игрушку. Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной Королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т. д. На этих занятиях дети используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом, решают композиционные задачи.
В течение года ДОУ принимает активное участие в различных районных и областных конкурсах («Пусть всегда будет солнце», конкурс рисунков на противопожарную тематику, где работы наших воспитанников занимают призовые места. Все это является показателем эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей.
Я считаю, что такая положительная динамика является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Теоретическая интерпретация опыта Творчество — форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.
Творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому нами используется система творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отрабатывать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Широко используются фольклорные традиции, пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Используем в работе разнообразные методы развития творческих способностей детей.
Организовывали с детьми дизайн-деятельность по благоустройству и оформлению интерьера детского сада в технике коллаж, выставки детского творчества, участвовали в фестивалях, конкурсах творчества различного уровня.
В работе с детьми так же активно используем развивающий эффект аппликации из бумаги и бросового материала. Индивидуальный характер общения с ребенком, отсутствие любого давления со стороны взрослого помогает развивать у детей умения передавать свои чувства, эмоции, свой внутренний мир.
Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяют познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы детей, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, иногда на всю жизнь.
Путь индивидуального общения считается самым необходимым и поэтому мы идем по нему каждый день. Игра максимально насыщает жизнь детей во всём её разнообразии. Перед занятиями эмоционально настраиваем детей. Помогаем понять значимость стоящей перед ними цели, стараясь, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощряем за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включается педагог в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.
Форму организации детей приближаем к свободной. Предлагаем ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети свободно отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом.
Для более эмоционального восприятия детьми используются игровые или сказочные персонажи, которые допускают неточности, делают ошибки, путаются. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, самоутверждаются, осознают важность и полезность своих знаний, умений.
Оценивая работы, не сравниваем результаты разных детей, помня, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравниваем только с тем, как у него было раньше и как теперь, т. е. с самим собой.
Планирование осуществляется, исходя из различных проявлений природы, календарных праздников, народных традиций, из того, что детям близко, дорого и интересно. Занятия проводятся в форме игры, с использованием сказки. На занятиях царит особая творческая обстановка. Педагоги сами увлечены художественным трудом и стараются вовлечь детей в этот увлекательный мир красоты.
Основное содержание ОИД Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.
Исходя из актуальности данной проблемы, я поставила перед собой цель – формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы (здоровьесберегающие технологии (арттерапия, технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).
Для реализации поставленной цели, выделила следующие задачи:
• Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.
• Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;
• Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями : ТРИЗ, моделирование, проектирование;
• Внедрять элементы здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ;
• Формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.
Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.
Публикации Методическая разработка Планирование «Физическое развитие» подготовительная группа 30.10.2017г сайт infourok.ru
Районная газета «Степные зори»
«День открытых дверей»
Решение об обобщенном опыте Приказ №4 от 16.03.18г
Последователи Коллеги ДОУ
Экспертное заключение Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. А нетрадиционное рисование всегда удивляет своей непредсказуемостью. Например, при рисовании в технике кляксографии могут получиться неожиданные изображения, вызывающие различные ассоциации с предметами окружающего мира.
Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать мелкую моторику, мышление, творческое воображение, усидчивость, наблюдательность, речевое дыхание (выдувание из трубочки). Благодаря разнообразию материалов, используемых педагогом в работе, дети учатся создавать объемные, фактурные композиции, многократно изображать один и тот же предмет, создавать коллажи. Создание коллажа развивает основы композиционного построения изображения, восприятие и мышление, умение работать сообща. Ребята с уверенностью держат кисть, знают цвета и даже оттенки. Дети с удовольствием рисуют с помощью разных материалов, вместе с воспитателем не боятся экспериментировать.
При проведении работы по данной теме педагог работал сотрудничал с родителями. Татьяна Валерьевна проводила совместные занятия, мастер-классы, на которых знакомила родителей воспитанников с разнообразными техниками нетрадиционного рисования. Опыт одобрен и рекомендован к распространению.
Директор МБОУ «Новопавловская СОШ» О. А. Ветчинкина
Наличие обобщенного материала Практические исследования О. А. Белобрыкиной, Р. Г. Казаковой, Г. Н.
И. А. Лыкова программа "Цветные ладошки"
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей : метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет
Казакова Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий
Диссеминация ОИД Проведение и организация мероприятий
1. Обобщение опыта, защита системы методической работы на педсовете МБОУ.
• Электронная презентация мастер-класса: «Нетрадиционное рисование» на семинаре воспитателей в МБОУ «Новопавловская СОШ» ДГ, 11.09.2017г
• Пропаганда и непосредственный показ своей работы для педагогов района в МБДОУ №3 «Колосок», 26.02.2018г
2. Анкета с родителями «Любит ли ваш ребенок рисовать?», 21.09.2017г
Распространение опыта работы
Размещение материалов на персональном сайте: https://www.maam.ru/users/
455386