галина полякова
Информация для родителей «Что такое творческий интеллект и эстетика физического развития в процессе музыкального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация для родителей
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали
первый возможный шаг к Нобелевской премии,
начинайте не с химии, начинайте с музыки…»
М. Казиник
Интеллект в общем понимании представляет собой общую познавательную способность, которая проявляется в том, как ребенок воспринимает, понимает происходящее и насколько он эффективно действует в тех или иных ситуациях (прежде всего в новых, сложных или необычных).
Публикация «Информация для родителей „Что такое творческий интеллект и эстетика физического развития в процессе музыкального воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой музыкальной культуры.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности :
Слушание. Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению;
Пение. Песенное творчество. Эти виды деятельности являются наиболее актуальными в настоящее время, и, главное, более доступными. В процессе пения с точки зрения психологических и физиологических особенностей детей наиболее активно усваивается новый музыкальный материал. В любом возрасте песенное творчество является наиболее благоприятным для развития музыкальных способностей дошкольников. С самого раннего возраста с помощью взрослого ребята делают попытки к самостоятельной творческой деятельности, а эта деятельность просто необходима, чтобы воспитать человека разумного, мыслящего, творческого;
Музыкально – ритмические движения. Ритмика является синтетическим видом деятельности, следовательно любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психо-физические процессы, которые лежат в их основе;
Музыкально – игровое и танцевальное творчество. Основная направленность музыкально-танцевального творчества — это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку в процессе игры, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности, и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки;
Игра на детских музыкальных инструментах. Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-инструментальных занятий с детьми, их благотворное влияние на психо- эмоциональное состояние малышей. Игра на детских музыкальных инструментах в настоящее время используют очень широко и как средство развития творческого, музыкального потенциала детей, а так же как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Используя музыкальные игры с применением детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек, возможно конструирование различных форм работы с детьми: занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений, фрагменты логоритмических занятий. Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-инструментальный репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной).
Какова общая цель развития творческого интеллектуального потенциала ребенка в процессе музыкального дошкольного воспитания?
Во-первых, общепринято, что родители (а так же педагоги) стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой реализации. Весь этот сложный «посыл» закладывается в раннем и дошкольном детстве в семье, а также в детском саду и далее в школе. Однако маленький ребенок уже наделен от природы этим удивительным даром - радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых и обыденных вещей: от того, что светит солнышко или идет снег, от игры, от веселой песенки, от сказки и т. д. Поэтому так важно сделать сам процесс пребывания в детском саду или школе радостным, наполненном яркими событиями и праздниками. И главное условие - это творческое взаимодействие детей и взрослых, атмосфера любви и добра, увлеченность интересными делами.
Во-вторых, другая базовая проблема, без которой сложно вырастить ребенка счастливым, - это проблема психического и физического здоровья. Не секрет, что в наш цивилизованный век эта проблема наиболее острая. Как же обойтись в программе по подготовке детей к школе без занятий ритмикой, пением и музицированием? Ведь музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость, а пение развивает дыхание, речь и т. д.
В-третьих, все виды музыкальной деятельности воспитывают слуховое внимание, развивают способность слушать и слышать, запоминать, понимать звук, слово. А без этого невозможно научить ребенка говорить, общаться, выражать свои мысли и чувства.
В-четвертых, у детей развивается способность к ориентировке в пространстве, умение понимать «схему» музыки и следовать ей. Это очень сложные навыки, формируются они постепенно и закладывают те способности, которые будут востребованы в будущем.
И, наконец, музыкальное воспитание и основные его формы — занятия, праздники и развлечения — создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижением. Первые успешные выступления детей на праздничных утренниках, как правило доставляют малышам много радостных эмоций и запоминаются надолго.
Из этого следует, что обогащенный музыкальными познаниями творческий интеллект дошкольников в процессе музыкальных занятий является неотъемлемой и важной составляющей для развития полноценной и гармоничной личности ребенка и повышает потенциал возможностей гармонично влиться в поток жизненных испытаний на протяжении всей дальнейшей жизни человека.