Ольга Собетова
Индивидуальный сопроводительный маршрут на одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад «Лучик» Г. Мичуринск
Индивидуальный план сопровождения одаренного ребенка
Составила воспитатель:
Собетова Ольга Вячеславова
2020-2021г
Индивидуальный план сопровождения ребёнка Фамилия, имя ребенка – Сушков Кирилл.
Возраст – 5 лет
направление-художественно-эстетическое
Склонности – разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, участие в различных мероприятиях, конкурсах.
Форма работы – индивидуальная работа
Публикация «Индивидуальный сопроводительный маршрут на одаренного ребенка» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Сопровождающий педагог – воспитатель Собетова Ольга Вячеславовна
Характеристика на Сушкова Кирилла - воспитанника старшей группы :
Кирилл в группе с остальными детьми очень доброжелателен, проявляет инициативу, очень любознательный. Охотно контактирует со взрослыми.
Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие,. С удовольствием слушает чтение произведений. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков. Предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли
У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.
Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.
Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.
Кирилл имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.
При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Цель: Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.
- Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.
- Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.
- Способствовать познанию ребёнком собственной ценности.
- Приобщить к ценностям культуры Развивать восприятие,воображение, создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.
Задачи:
• активизировать словарь;
развивать творческие способности;
• развивать память;
• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;
• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;
Месяц Используемые приемы: Цель: Применение детского творчества:
Сентябрь
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сочинение сказок
Игры «Живые слова»», «Придумай предложение»
Творческое задание «Составь портрет» ,Работа со сказкой Д. Родари «Приключения Чиполино» Развитие воображения, эмоциональности.
Расширение словарного запаса
Игровая деятельность,
Художественная деятельность Драматизация
Упражнения -фантазии
Чтение художественной литературы
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».
«Добавь словечко», «Придумай красивое предложение»
«Чудесные вещи».
Использование разных частей речи, активизация словаря.
Развитие воображения, обучение словесной импровизации
Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения
Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации Продуктивная деятельность, творческие игры.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игра «Живые слова»
Игра «Поможем художнику»
Творческое задание «Придумай сам»
Игра «Что это может быть?»
Сочинение рассказов,придумывание рифм, сочинение стих Развивать внимание,восприятие,воображение. Развитие фантазии, обучение рассказыванию модифицированию сюжета
Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма
Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игра «Что на свете не бывает»
Составление рассказов, сказок.
Д. игра» Волшебники» Употребление образных слов и выражений. Придумывание окончания стихов, игры - фантазии
Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество
Развитие монологической речи.
Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игра «Угадай-ка»
Игра» Замок»
Игра «Цвета вокруг нас»
Работа с малыми фольклорными формами. Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Закреплять представления об особенностях народного промысла.
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений Упражнения –фантазии.
Упражнения-фантазии по стихотворениям
Развитие воображения,творчества, фантазии. Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Работа с рассказом Драгунского «Друг детства» Сопоставительный анализ рассказов.
Работа со сказкой.
М. Лобе «Бабушка на яблоне». Формирование представления об описании и его структурных элементах Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа
Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок
Радость от общения со сказкой, развитие творческих способностей
.
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность. Игровая деятельность.
Самостоятельное сочинение, словотворчество,
Сочинение стихов, загадок.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Игра «Придумай сам «
Расширение словарного запаса Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления
Обучение составлению лирических рассказов и, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие произведений искусства.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Иван Суриков — Весна Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме
Заучивание стихотворения Владимира Гудимова «Россия» Игра «Найди ошибку» задание «Придумай сказку»
Сочинение коротких стихотворений.
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Развитие умения применять полученные знания.
Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие
Участие в конкурсе чтецов.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество
.Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра «Разные сказки».
Чтение А. Раскина «Как папа был маленьким».
Упр.» Салат из сказок»
Придумывание сказки по Дж Роддари «Сказка с тремя концами.» Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность. Игровая деятельность.
Участие в театрализованном представление в ДОУ.
Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту сформировались художественно-эстетическая культура, готовность его войти в мир культуры.
Созданы предпосылки для формирования творческих основ личности, у него повысился уровень речевого развития и словесного творчества, появилось желание проявлять свою инициативу, способности. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, положительно влияет на его развитие.
Совместное планирование действий в речевом общении.
Упражнение 1.
Ребенку предлагается построить “город”, нарисовать какую либо сказку и т. п. Понимание смысла сообщений.
Упражнение 2.
В игровые ситуации педагог вводит всевозможные метафоры, пословицы и поговорки, предлагая объяснить их смысл. В случае затруднений педагог ищет “открывает” такой смысл вместе с ребенком. Пословицы и поговорки желательно включать в ситуации в тот момент, когда их смысл соответствует ситуации.
Упражнение 2.
Чтение сказки, басни и т. д. (К. И. Чуковский, Г. Х. Андерсен, Эзоп, русские народные сказки).
а) Ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать.
б) Ребенок "пишет письмо" (рассказывает от своего имени) выбранному герою или организуется "телефонный разговор" с выбранным персонажем сказки. От лица персонажа выступает педагог, который акцентирует обсуждение эмоциональных состояний и переживаний, вводя их названия.
в) Ребенку предлагается рассказать о том, что бы он сам чувствовал на месте указанного героя.
Упражнение 3.
Важным условием развития речевых умений и способностей является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме.
Литература.
Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 160 с. (Серия “Библиотека педагога-практика”).Игры для развития речи.
.
Заключение
Ребенок активно познает окружающий мир, преобразует его, устанавливает связи между различными предметами и явлениями, расширяет свой кругозор, и таким образом, увеличивает свой, пусть еще небольшой, детский опыт.
В процессе активного познания окружающей действительности у ребенка развиваются все психические процессы, он формируется как личность.
Развитие любых психических и психологических особенностей дошкольника не может проходить вне игры, ведущего вида деятельности ребенка в этом возрасте. А в процессе игры усваивать многие правила, связи и особенности окружающего мира помогает ребенку воображение, которое является важнейшим условием развития его творческих способностей.
Необходимым условием развития творческих способностей детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, творческой. Сказка как метод может быть успешно использована в развитии творческого мышления.
Важным моментом в работе было изучение особенностей волшебной сказки как источника творчества детей и знакомство с нетрадиционными методами и приемами сочинения сказок, разработанными Дж. Родари.
На основе данных методов нами были разработаны и апробированы игровые занятия по развитию творческого мышления.
Результаты, полученные в ходе работы, показали, что при игровых занятиях, разработанных на основе методов, предложенных в своих работах Дж. Родари и Л. Б. Фесюковой и направленных на развитие компонентов творческого мышления, наблюдается положительная динамика в области роста уровня развития творческого мышления у ребенка.
В большей степени развиваются благодаря этим игровым занятиям гибкость и оригинальность мышления. Также повышается способность к словарному синтезу. Также наблюдается тенденция в сторону повышения уровня развития таких компонентов, как беглость и разработанность.
Таким образом, в результате, при использовании педагогом в условиях ДОУ на игровых занятиях по развитию творческих способностей методов и приемов, основанных на работе со сказкой, дающих возможность применять фантазию, творческое мышление у детей будет развиваться более активно.