Вера Самофеева
«Элементарное музицирование, музыка, речь, движение». Индивидуальный план работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Самофеева В. Н. 1 КК
ТЕМА: «Элементарное музицирование, музыка, речь, движение»
ЦЕЛЬ: Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей средствами элементарного музицирования.
Публикация «„Элементарное музицирование, музыка, речь, движение“, Индивидуальный план работы по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
ЗАДАЧИ:
• Всестороннее развитие музыкальных способностей детей среднего возраста:
• Развитие простейшего ритма (звучащие жесты, слуховых и телесных ощущений (в умеренном темпе, формирований телесных ощущений выразительных средств через движение и игру : музыкальных тембров (быстро-медленно, контрасной динамике (громко-тихо, звуковысотности (высоко-низко, ладов (мажор-минор, формирование метроритмической пульсации, умение выделение акцента (сильной доли) и т. д.
• Обучение простейшим элементам музыкального языка.
• Создание предпосылки к формированию творческого мышления.
• Пробуждение потребности к музицированию.
• Знакомство с отдельными произведениями классической музыки на практике (соучастие в исполнении-детский оркестр).
• Знакомство с «Орфовским набором музыкальных инструментов»
(приёмами игры и звукоизвлечением)
• Знакомство с новыми музыкальными терминами.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Элементарное музицирование с каждым годом набирает всё больше оборотов и вызывает интерес у педагогов всего мира.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.
В основе методике Карла Орфа лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии». По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника. Т. Э. Тютюнникова разработала программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).
Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах и т д.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности детей : эффективного развития метроритмического чувства, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, развитие коммуникативных качеств.
Система элементарного музицирования очень гибкая, очень универсальная, а главное даёт возможность музыкальному руководителю раскрыться творчески, творить, сочинять и мыслить креативно.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литера-
туры Сентябрь-май -Мет. пособие «Бим, бам, бом» Сто секретов музыки для детей
В1 и 2 «Игры звуками» Т. Э. Тютюнниковой.
- «Учусь творить. Элементарное музицирование, импровизация: музыка, речь, движение» Т. Э. Тютюнниковой.
- «Доноткино» Т. Э. Тютюнниковой.
- «Музыкальное воспитание дошкольников» 1994г О. П. Радынова.
-Программа «Тутти»
А. И. Бурениной и Т. Э. Тютюнниковой
- «Крошечная музыка» Хрестоматия по слушанию музыки для дошкольников.
Т. Э. Тютюнниковой.
- «Природа и музыка», «Настроение, чувства в музыке» О. П. Радынова
- «Учим петь детей 4-5» Песни и упражнения для развития голоса С. И Мерзлякова
- «Праздник каждый день»
И. Каплунова и И. Новоскольцева
- «Музыкальная палитра №5 2011г. (звучащие жесты) Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами.
Работа с детьми Сентябрь Инструменты:
Бубны, колокольчики, маракасы, самодельные «шумелки».
Игра: «Бегаем врассыпную и играем, садимся и молчим» (2ч форма)
Игра: «Гуляем, находим пару и играем»
Игра: «Играем и молчим»(2ч форма)
Звучащие жесты:
Игра-приветствие: «Имя-простое и ласковое»
Игра: «Тюшки-тютюшки»
Игра-импровизация: «Сыграй как я», «Сыграй сам»
Речевое музицирование :
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Игра: «Едут, едут две лошадки»
Пение:
«Вот какие ладушки» (пение с движением)
Закличка с движениями : «Петушок»
Игра с голосом: «Музыкальные узоры»
Движение и активное слушание :
Игра: «Гномы и великаны»
Игра: «Говорящий барабан»
Октябрь Инструменты:
Ложки, деревянные палочки, колокольчики, бубенцы, маракасы.
Игра: «У бабушки Натальи»
Игра: «Динь-дон» (громко-тихо)
Разучивания музыкального оркестра «Ложкари»
Звучащие жесты:
Игра: «Сыграй как я»
Игра-импровизация: «Сыграй сам»
Игра: «Тихие и громкие ладошки»
Игра-приветствие: «Малыши-розовые щёчки»
Речевое музицирование :
Игра «Тук, тук, деревянный это стук»
Пение:
Игра: «Звериный разговор»
Игра с голосом: «Музыкальные узоры»
Игра: «Катушка с нитками»
Движение и активное слушание :
Игра: «Медведь, зайчик и лисичка»
Выступление музыкального оркестра на празднике Осени.
Ноябрь Инструменты:
Металлофоны, колокольчики.
Игра – импровизация: «Капли, капли»
Игра-импровизация: «К нам …. пришла, колокольчик принесла»
Звучащие жесты:
Игра «Тутти-фрутти»
Игра: «Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп»
Игра: «Маленькие и большие комары»
Речевое музицирование :
Озвучивание стихотворения:
«Теремок»
Пение:
Распевание: «Низкий голос»
«Высокий голос»
«Средний голос»
Движение и активное слушание :
Игра-танец: «Вот какие кубики»
Игра: «Танцуй и замирай»
Декабрь Инструменты:
Бубенцы, маракасы,
бубны и деревянные палочки.
Игра-импровизация: «Разговор двух инструментов»
Разучивание музыкального оркестра.
Звучащие жесты:
Игра: «Хлоп-пауза»
«Шлёп-пауза»
Игра: «Сыграй как я»
Игра: «Сыграй сам»
Речевое музицирование :
Игра «Тук, тук, деревянный это стук»
Пение:
Приветствие: «Началось занятие»
Распевание: «Мы поём»
Игра с голосом «Музыкальные узоры»
Движение и активное слушание :
Танец-импровизация: «Снежинки и снеговики»
Январь Инструменты:
Работа над музыкальным оркестром.
Звучащие жесты:
Игра «Озвучь своё имя-простое и ласковое»
Игра: «Хлопни как я»
Речевое музицирование :
Озвучивание стихотворения «Зима»
Пение:
Приветствие: «Началось занятие»
Игра с голосом: «Музыкальные узоры»
Движение и активное слушание :
Танец-импровизация: «Делай как я» по показу ребёнка.
Выступление музыкального оркестра на Новогоднем утреннике.
Февраль Инструменты:
Треугольники и колокольчики.
Разучивание музыкального оркестра «Хрустальный оркестр»
Игра-импровизация: «К нам … пришла, треугольник принесла»
Звучащие жесты:
Игр по показу: «Пудель и птичка»
Игра-импровизация: «Пудель и птичка»
Речевое музицирование :
Озвучивание стихотворения «Снежный оркестр»
Пение:
Игра с голосом: «Музыкальные узоры»
Распевание: «Да, да, да, наступили холода»
Движение и активное слушание :
Игра: «Солдаты и ребята»
Танец импровизация с султанчиками: «Мы снежинки»
Март Инструменты:
Барабаны, бубны, металлофон, бубенцы, колокольчики, треугольники, палочки.
Игра: «Угадай-ка что звучит»
Игра: «Весёлый жук» (2ч)
Звучащие жесты:
Игра: «Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп»
Игра: «Большие и маленькие комары»
Речевое музицирование :
Игра: «Комары и мошки»
Озвучивание стихотворения
«Капель» Ю. Поляковой
Пение:
Закличка: «Андрей воробей» (видеоролик)
Движение и активное слушание :
Игра: «Бабочки и птички»
Танец импровизация с цветами.
Выступление музыкального оркестра на утреннике посвящённому 8 марту.
Апрель Инструменты:
Металлофон и бубенцы.
Игра-импровизация: «Весенняя капель»
Звучащие жесты:
Игра: «Повтори за соседом»
Игра: «Тутти-фрутти»
Речевое музицирование :
Озвучивание стихотворения: «Апрель» С. Маршак
Пение:
Пение с движением : «Вот как солнышко встаёт»
Игра с голосом: «Катушка с нитками»
Движение и активное слушание :
Танец импровизация-с пампонами.
(Танцуй на музыку, замирай на паузу)
Май Инструменты:
Все инструменты, пройденные за год.
Звучащие жесты:
(Повторение игр по желанию детей)
Речевое музицирование :
Костюмированное озвучивание сказки «Курочка ряба»
Пение:
Распевание заклички: «Андрей воробей» (видеоролик)
Движение и активное слушание :
Игра: «Бабочки и мальчики»
Танец-импровизация с воздушными шарами.
*музыкальный материал может варьироваться в течении учебного года по усмотрению музыкального руководителя.
Работа с родителями Сентябрь-май -Проведение конкурса для детей и родителей: «Музыкальный инструмент-своими руками».
-Организация мини-музея «Самодельные музыкальные игрушки». -Оформления информационного стенда в группе.
-Индивидуальные беседы с родителями
-Посещение праздников и развлечений.
-Посещение родителей музыкальных занятий.
-Посещение мини-музея.
Февраль Подготовка открытого занятия
по теме самообразования.
Проведение открытого занятия
Самореализация Сентябрь-май Подготовка мастер класса для педагогов. Проведение мастер класса: «Обучение приёмам игры на хохломских ложках»
Подготовка мастер класса для педагогов. Проведение мастер класса «Развитие чувства ритма» через игру»
Подготовка мастер-класса для педагогов. Проведение мастер-класса «Сюжетно- -образные игры»