Юлианна Сытникова
Индивидуальный план профессионального развития педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог : Сытникова Юлианна Борисовна
Образование: Высшее, 2020 год, Южный Федеральный университет. Направление подготовки магистратуры: Психолого-педагогическое образование.
Квалификационная категория отсутствует. Общий стаж работы – лет, стаж в должности педагога-психолога – 1,6 лет, в данном учреждении – 8 месяцев.
Повышение квалификации:
1. Дополнительная профессиональная программа «Организация деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС», 108 часов, ООО «Учитель-Инфо», 2022 г.
Публикация «Индивидуальный план профессионального развития педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Программа индивидуального плана профессионального развития педагога-психолога ДОУ…. 3
3. Критерии эффективности системы психологического сопровождения…. 6
4. Тематический план…. 9
6. Список рекомендуемой литературы…10
Пояснительная записка
Модернизация образовательной системы в России изменила требования к ее качеству, что, соответственно, привело к изменению педагогической миссии.
Стратегические направления развития образования, зафиксированные в концепции модернизации образования на период до 2021 года: «Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны» являются важнейшим условием реализации концепции и достижения профессиональной компетентности всеми субъектами образования.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий.
Профессиональная компетентность педагога-психолога заключается в его готовности к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации детей, в том числе с особыми образовательными потребностями и их интеграции в общество, а также сопровождению их семей.
Программа индивидуального плана профессионального развития педагога-психолога ДОУ
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества.
На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога - психолога, познания и освоения новых ценностей в коррекционном образовании с детьми с особыми потребностями в образовании, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога-психолога, является аттестация.
В индивидуальную программу профессионального развития необходимо вносить результаты направлений деятельности:
- коррекционно-развивающей;
- диагностической;
- консультативной;
- просветительской;
- психопрофилактической.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.
Разделы индивидуального плана профессионального развития
• Изучение коррекционной и психолого-педагогической литературы.
• Разработка программно – методического, коррекционно – развивающего обеспечения образовательного процесса по результатам наблюдения, обследования.
• Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, развивающих средств).
• Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе методической работы.
• Обучение на курсах повышения квалификации.
• Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение коррекционной, индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
• Обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности (статьи, конференции, рекомендации, доклады, мастер-классы, презентации, другое).
Формы представления результатов педагогической деятельности
• Портфолио
• Представление результатов психологической деятельности
• Мастер-класс
• Отчет о результатах (ходе) коррекционной, инновационной деятельности
• Профессиональные конкурсы разного уровня.
Методическая продукция педагога–психолога (документация)
1. Рабочие программы по результатам диагностики, запросам.
2. Тематические планы.
3. Разработка рекомендаций участникам образовательного процесса по результатам консультирования, обследования, повышения качества образовательного процесса, другие.
4. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в ОУ.
5. Проекты (конспекты) занятий, семинаров, деловых игр, тренингов, другое.
Критерии эффективности системы психологического сопровождения
Любая развивающаяся система содержит в себе ряд взаимосвязанных компонентов: потребности, цели, задачи; действия по отбору содержания, выбору методов, средств; результат; рефлексия. Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность системы сопровождения, снижает ее эффективность.
Критериями эффективности рекомендуется считать следующие:
1. Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.
4. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
5. Рост профессионального мастерства педагогов проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.
Форма отчета о проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
Поэтапный план
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Подготовительный Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта, в том числе изучение ФГОС СОО 2021 год Курсы повышения квалификации педагогов-психологов.
Изучение коррекционной психолого – педагогической литературы.
Практический Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы. 2021 – 2022 г Создание рабочих программ по результатам диагностики и по запросу в соответствии с ФГО.
Участие в научно практических конференциях, вебинарах разного уровня для педагогов-психологов.
Выступления на заседаниях МО.
Участие в открытых мероприятиях, круглого стола для родителей.
Участие в конкурсах разного уровня, в том числе он-лайн.
Публикации в Социальной сети работников образования разработок, выступлений, творческих и практических работ, в том числе обучающихся.
Оформление профессионального портфолио.
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы. 2021-2022 г Участие в работе МО педагогов-психологов муниципалитета, в семинарах.
Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Обобщение опыта на сайте: ttps ://www.maam.ru/users/2471266
Участие в работе сайта ОУ.
Открытые мероприятия на уровне образовательного учреждения и муниципалитета.
Консультативная помощь администрации, педагогам и родителям.
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Оформление профессионального портфолио.
Оформление результатов работы.
Внедрения Распространение опыта работы 2021-2023г Посещение и публикации на образовательных сайтах, печатных изданиях, сборниках муниципального, республиканского и российского уровня, выступления на конференциях.
Тематический план работы на 2021-2022 учебный год по направлениям
№ Направления работы Содержание работы Периодичность
1. Личный вклад в повышение качества образования Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с ФГОС, реализуемыми образовательными программами и проектами) Ежегодно
Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования Ежегодно
Мониторинг достижений воспитаниками результатов освоения образовательной программы 1 раз в год
2. Совершенствование методов психолого-педагогического сопровождения Изучение нормативно-правовой документации Ежегодно
Курсы повышения квалификации 1 раз в три года
Изучение психолого – педагогической, коррекционной, методической литературы; опыта работы педагога-психолога через интернет-ресурсы, статьи об опыте работы ОУ, публикующиеся в периодической печати Постоянно
3. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Организация и участие в работе семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, конференций, педагогических советов (на разных уровнях) Ежегодно
4. Экспериментальная деятельность Разработка и апробирование методик (диагностика, коррекция и развитие) психолого-педагогического сопровождения 2021-2022 г.
6. Участие в работе методического объединения Выступление с обобщением опыта в рамках методических дней, семинаров По плану МО
7. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса Составление рабочей программы в Ежегодно
8. Участие в профессиональных конкурсах. На разных уровнях (муниципальный, республиканский, федеральный, международный) Ежегодно
9. Участие обучающихся в конкурсах. На разных уровнях (муниципальный, республиканский, федеральный, международный) Ежегодно
10. Взаимодействие с семьёй Открытые мероприятия.
Консультирование по запросам родителей.
Информационно-просветительская работа с родителями. Ежегодно
Список рекомендуемой литературы:
1. Беглова Т. В., Битянова М. Р., Теплицкая А. Г. «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012
2. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под. Ред. М. Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012
3. Битянова М. Р., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс / Под. Ред. М. Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012
4. Болсуновская Н. Первые шаги. Психологическое сопровождение внедрения НОС // Школьный психолог. – 2011.- № 15. – с. 35-40
5. Вилкова Н. Н., Зейналова Л. Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С. 8 – 21:
6. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением// Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. – с. 390-410
7. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. ; Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – с. 244-268
8. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. – с. 374-390
9. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций ( серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
10. Драганова О. А., Климова И. В., Калараш М. И. Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы общего образования. Учебно-методическое пособие. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015.–150с.
11. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 1994.
12. Зиновьева М. В., Никифорова Г. В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С. 4 – 8:
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) // Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008
14. Клюева Т. Н. Как нам жить с новым стандартом?// Школьный психолог. – 2011.- №9. – с. 33-34
15. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч., Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. ] // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009
16. Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в системе образования в условиях реализации ФГОС / Сост. О. А. Драганова, М. И. Калараш, И. В. Климова. – Липецк: ЛИРО, 2014. – 68с.
17. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ] // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009
18. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // Клюева Т. Н., Бубнова Ю. В., Ларина Т. В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т. Н. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с.
20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е. С. Савинов]. –М. : Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).
21. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход еще не реализован. Надо строить психологию действий // Журнал практического психолога. – 2003. - № 1-2.
22. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие // https://www.bsu.ru/
23. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. - М. : Просвещение, 1988.
24. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. :Просвещение. 2010.
26. Фундаментальное ядро содержания/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-у изд., доработ. – М. Просвещение, 2011-79с. -(Стандарты второго поколения).
27. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. –М. : Педагогическое общество России. 2001.–224 с.
28. Журнал «Справочник педагога-психолога школы»
29. https://standart.edu.ru/ (ФГОС)
30. https://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);
31. https://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал)