надежда исакова
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с СДВГ в речевой группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с СДВГ в речевой группе
автор: учитель-логопед Исакова Надежда Владимировна
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЁНКА В ГРУППЕ
ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ
• Имеет много незаконченных проектов
• Непоследователен в поведении
• Не может долго удерживать внимание
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с СДВГ в речевой группе» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
• Не слышит, когда к нему обращаются
• Имеет трудности в организации поведения
• Теряет вещи
• Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
• Часто бывает забывчив
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ
• Постоянно ёрзает.
• Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
• Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
• Очень говорлив.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
• Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
• Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
• Плохо сосредоточивает внимание.
• Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).
• Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.
• При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• протестные реакции при неудачах во время игр;
• неконтролируемая эмоциональная разрядка и агрессивные аффективные действия;
• провоцирует других детей на нарушение дисциплины;
• может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей;
• неглубокие эмоциональные проявления по отношению к другим людям, недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции;
• ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела);
• слабость артикуляционной и тонкой моторики;
Все это снижает коммуникативные возможности детей.
Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, можно предположить, что ребенок является гиперактивным.
Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.
Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:
1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Цель: индивидуального образовательного маршрута :
Повысить объем внимания, увеличить концентрацию внимания, произвольности и самоконтроля; Элиминация гиперактивности и импульсивности как компонент коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему взаимодействия учителя – логопеда, педагога-психолога, музыкального работника и родителей, направленную на гармонизацию эмоционально-волевой сферы, профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребёнка.
2. Повысить эффективность традиционных форм взаимодействия с ребёнком, за счет нового взгляда на решение задач воспитательно-образовательного процесса для достижения достаточного уровня развития стрессоустойчивости, «социальной компетентности» и успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
3. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах гармоничного развития личности ребенка. Способствовать принятию родителями воспитанников позиции активного участника педагогического процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится уровень социальной компетентности.
2. Сформируются навыки рефлексии и эмпатии, что приведет к сокращению эгоцентрических установок.
3. Снизится уровень агрессивных и импульсивных поведенческих реакций, проявляемых ребенком в группе сверстников.
4. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:
восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
5. Расширится, уточнится и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках лексических проектов. Повысится эффективность коррекционно-логопедической работы.
Оценка результатов:
Оценка эффективности результатов определяется в течение года путем проведения диагностики промежуточной и в конце года. Определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей как Максим: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. Поэтому включать в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Список литературы:
1. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб. : ООО ИД «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет. - ООО ИД «Литера» СПб. 2010.
3. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях-М. Просвещение, 1993.
4. Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. -ООО Издательство «Петрополис» СПб 2001г.
5. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7лет. – М. : ТЦ СФЕРА,2011.
6. Граб Л. М. Развиваем графические навыки (рабочая тетрадь для детей с ОНР) Приложение к пособию «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР».- М. Издательство «Гном и Д» 2005.
7. Ермакова И. А. Первые шаги от 0 до 3. Поиграй со мной мама - ИД «Литера» СПб 2010.
8. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии-Ростов-на-Дону «Феникс»,2014.
9. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет - М. : ТЦ СФЕРА,2010.
10. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств для детей 4-7 лет. - ООО ИД «Литера» СПб. 2010.
11. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет - ООО ИД «Литера» СПб. 2009.
12. Нестерок Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников (элементы йоги для детей) – М. Издательство «ДТД» 1991.
13. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. - СПб. :КАРО,2013.
14. Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день - ИД «Литера» СПб. 2012.