Елена Лаухина
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 107
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Ф. И. О___,
дата рождения ___, дата поступления в ДОУ ___,
пол ___
Антропометрические данные:
Учебный
год Группа здоровья вес рост
Н. г. к. г. Н. г. к. г.
Инструкция по ведению «Индивидуального образовательного маршрута ребенка»
в МАДОУ ДС № 107
1. Общие положения
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка» размещена в разделах
Данная инструкция разработана для МАДОУ ДС № 107, в соответствии с законом РФ «Об образовании» «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка» (далее по тексту – маршрут) - нормативный документ, утверждённый приказом заведующего, прошит, пронумерован. В качестве ведения маршрута рассматривается деятельность педагога, как заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность реализации программы и сроки заполнения маршрута. Все записи в маршруте должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета, без исправлений. Запрещается делать записи карандашом.
2. Требования к ведению «Индивидуального образовательного маршрута ребенка»
2.1. Маршрут разрабатывается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС № 107. Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала ребё нка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного и компенсационного в освоении образовательной программы МАДОУ ДС № 107. Маршрут заполняется на каждый учебный год, с учётом реализации достижений ребенка в ДОУ. Разделы маршрута :
1. Содержание.
2. Инструкция по ведению маршрута.
3. Листы маршрута с указанием линий развития.
4. Лист контроля.
2.2. Требования к ведению маршрута :
• титульный лист: название документа, общие сведения о ребенке.
Таблица делится на несколько столбцов:
1столбец – критерии развития (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
• 2 столбец – этапы наблюдений за период посещения ребенком ДОУ по полугодиям, заключительная строка линии развития – среднее значение.
• Индивидуальная работа, проводится в том случае, если у ребёнка нет достижений или отсутствует динамика.
Страница маршрута «Блок контроля» заполняется заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе в конце каждого месяца. Блок делится на несколько столбцов:
1 столбец - количество реализованной непосредственно образовательной деятельности;
2 столбец – количество недель;
3 столбец – количество затраченных часов;
4 столбец – роспись заместителя заведующего.
Последняя страница маршрута имеет название «Лист контроля» : данные страницы заполняются администрацией: указываются замечания и предложения. Педагог знакомится с результатами контроля под роспись.
Данный документ находится в документации педагога до выпуска ребенка из ДОУ (выпуск ребенка в школу или переезд на другое место жительства). В случае перехода ребенка в другую возрастную группу маршрут передается в документацию другого педагога.
Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия воспитателей со специалистами ДОУ. Поэтому при необходимости используются логопедическое обследование и психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность. Специалисты ДОУ ведут индивидуальные маршруты развития ребенка в соответствии с требованиями к ведению документации специалистов и заполняют их после обследования дошкольников по рекомендациям ПМПк.
3. Условные обозначения, применяемые в процессе ведения маршрута
• 1 балл – не справляется с заданием; 2 балла – выполняет задание с незначительной помощью взрослого;
• 3 балла – самостоятельно выполняет предложенные задания.
Уровни показателей (баллы) : 1; 2; 3.
Критерии развития Этапы наблюдений
1год. II год. III год. IV год.
I II I II I II I II
1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.1. Физическая культура
1. Демонстрирует координированные движения:
- выполняет основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты);
— ловит мяч двумя руками;
— бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия;
— прыгает через скакалку (одним из способов).
2. Удерживает равновесие:
— стоит на одной ноге;
- идет по узкой полосе;
- проходит по низкому брусу
3. Использует координированные движения:
— проявляет способность координации «глаз — рука»;
— застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки
— режет по линии
1.2. Здоровье
1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа
жизни:
— моет руки, когда нужно, по мере необходимости;
— заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища;
регулярно упражняется в движениях и отдыхе
2. Знает части тела и их функции:
— знает важнейшие части тела и их функции;
— охраняет части тела, органы;
— может описать характер физической боли или неудобства, их места
Всего (среднее значение) :
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1. Познание
1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах;
— проявляет любознательность;
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2. Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать;
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или
работы;
—выдвигает гипотезы и предположения
3. Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и др. ;
— подбирает группу объектов на основании функционального
сходства;
— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
4. Понимает количественные отношения:
— устанавливает взаимно однозначное соответствие объектов,
считает их, составляет числа первого десятка из двух меньших чисел;
— сравнивает по величине: больше — меньше, много — мало;
— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы;
— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
5. Понимает основные пространственные отношения:
— понимает слова, обозначающие положение или направления;
— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения;
—решает различные пространственные головоломки (пазлы)
6. Обнаруживает наличие представлений о времени:
— знает слова, означающие время суток;
— понимает слова «вчера», «завтра», «в прошлом месяце», «после», «сначала» и др. ;
—знает последовательность дней недели, месяцев, сезонов года
7. Владеет знаниями о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:
- имеет представления о взаимоотношениях природы и человека;
- проявляет бережное отношение к природе, к представителям живой природы.
Всего (среднее значение) :
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. Словарный запас:
- активно передает образность, богатство русского языка;
- словарь сформирован на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- использует в своей речи обобщающие и родовые понятия, синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).
- объясняет и использует переносное значение слов, многозначные слова, слова-омонимы и фразеологические обороты;
2. Владеет грамматически правильной диалогической и монологической речью:
— использует части речи согласно возрасту;
— согласует слова в предложении;
— распространяет простые предложения однородными членами: подлежащие, определениями, сказуемыми;
- составляет предложения сложных конструкций.
2. Владеет звуковой и интонационной культурой речи:
- правильно произносит звуки речи;
- знаком с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развита просодическая сторона речи (сила, высота, темп, тембр и громкость речи, сила голоса, правильная постановка ударения);
- подбирает слова с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- определяет количество и последовательность слогов в словах;
- проводит слого-звуковой анализ слов, предложений по словам.
3. Владеет связной речью:
— пересказывает хорошо знакомый рассказ, сказку, стихотворение;
— рассказывает собственную историю;
— развивает предложения. словесно обозначает главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
- описывает различными средствами отдельные объекты и выстраивает связные монологические высказывания повествовательного и описательного типов;
3.2. Чтение художественной литературы
1. Сосредоточенно слушает чтение вслух:
— легко и охотно соглашается послушать чтение;
— просит взрослого почитать или рассказать историю;
—высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
2. Проявляет самостоятельность в литературной деятельности:
— часто посещает центр литературы;
— правильно держит книгу, листает от начала до конца;
—любит изготавливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
3. Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе;
— узнает написание своего имени;
—диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение) :
3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3.1. Музыка
1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить понравившуюся мелодию;
— узнает марш, вальс, колыбельную, песню;
— слушает мелодию, песню
2. Сам пытается музицировать:
— использует музыкальные инструменты в игре, другой деятель-ности;
— может назвать несколько музыкальных инструментов;
— поет песню, напевает мелодию
3. Двигается под музыку:
— может исполнить танец, выученный на музыкальном занятии;
— придумывает движения, навеянные музыкой;
— любит смотреть, как танцуют дети, взрослые
3.2. Художественное творчество
1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда;
— тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали;
— проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений
2. Воплощает идеи в реальность:
— рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие
мысли и чувства;
— выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует;
—рисует изображения, навеянные музыкой
3. Проявляет воображение :
— придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа;
— использует схемы для визуализации результата;
—использует материалы оригинальным способом
4. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:
— экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и др. ;
— рисует картины после полученных впечатлений;
— добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело
5. Имеет элементарные представления о видах искусства:
- архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура, декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ, фольклоре (сказки, потешки и др., музыкальном искусстве (песня, танец, марш) театральном, фото - и киноискусстве, дизайне;
- знаком с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей Северного региона;
Всего (среднее значение) :
4. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
4.1. Социализация
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— осознает себя мальчиком или девочкой;
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунках,
играх;
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим;
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками;
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
3. Правильно реагирует на речевую информацию:
— выполняет указание, содержащее два, три и более шагов;
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и дей-ствует;
—задает уместные вопросы
4. Выражает эмоции приемлемым способом:
— опознает и называет различные эмоции;
— выражает чувства словами;
—объясняет причины своих эмоций
5. Проявляет эмпатию к другим людям:
— демонстрирует понимание чувств других людей невербально;
— помогает другим в случае необходимости;
—выражает понимание чувств вербально
6. Самоконтроль и взаимодействие:
— навыки игры сформированы соответственно возрасту;
— присоединяется к игре по приглашению или просьбе;
—играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
7. Понимает и уважает различия между людьми:
— играет с ребенком другой культурной принадлежности;
— интересуется различиями между собой и другими;
—использует подходящие слова, обсуждая различия
4.2. Коммуникация
1. Владеет речью как средством общения:
- употребляет в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывает их по смыслу;
- владеет элементарными правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ);
- владеет речевым этикетом (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- включает в речь новые слова и понятия из прочитанных произведений художественной литературы;
- имеет активную диалогическую позицию в общении со сверстниками.
4.3. Труд
1. Самообслуживание:
— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать
одежду;
— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окон-чания работы;
— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
2. Ручной труд:
—проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги;
—делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам и
др. ;
— принимает участие в изготовлении поделок из природного и
бросового материалов
3. Воспитание ценностного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться;
— ответственно выполняет трудовые поручения;
— помогает сверстникам и взрослым при затруднении
4.4. Безопасность
1. Знает Правила дорожного движения и правила поведения в транспорте:
— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу;
— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила
безопасного поведения на улице;
— знает правила безопасного поведения в транспорте
2. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе;
— знает и соблюдает правила общения с животными;
— имеет представление об опасностях, встречающихся в природе
(ядовитые растения, грибы и др.)
3. Знает элементарные правила поведения в детском саду, в быту:
— знает и выполняет правила поведения в помещении детского
сада;
— знает и выполняет правила поведения на прогулке;
— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами,
инструментами
Всего (среднее значение) :
Итого* :
Среднее значение:
«Блок контроля»
Количество реализованной НОД Количество недель Количество затраченных часов Роспись заместителя зав. по ВМР
Дата Контролирующий
(Ф. И. О., должность) Контролируемый
(Ф. И. О., должность) Замечания и предложения Роспись контролируемого