Татьяна Воронина
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых.
Одно из условий успешного развития ребёнка - это своевременное и полноценное формирование его речи. Что же нужно делать, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя? Что необходимо, чтобы малыш рос общительным и любознательным, чтобы ему было интересно общение с людьми?
Большая роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье, его близким людям. А преемственность в работе логопеда и родителей - залог успеха коррекционно- развивающего процесса.
Речь – сложная психическая функция и не даётся нам от рождения, она формируется постепенно. Поэтому родителям с самого начала нужно побуждать ребёнка к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку, любовь, его успехи и достижения нужно поощрять. Создавайте ситуации, в которых ребёнок будет стремиться вступать с вами в контакт. Отвечайте на каждый детский вопрос. Так Вы поощряете любопытство, стремление задавать вопросы. Однако, нужно способствовать не только собственной речевой активности ребёнка, но и развивать в нем умение слушать других.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребёнку свои и его действия, одевая его на прогулку, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально- смысловой компонент в общение. Позже просите комментировать свои действия самого ребёнка. И постепенно станет развиваться регулирующая, планирующая функция речи. Ребёнок сможет сам организовывать свою собственную деятельность, излагать свои мысли логично, последовательно, осмысливая причинно- следственные зависимости.
Незаменимым средством развития разнообразных способностей, в том числе и речи, всегда была игра. Дети играют всегда, везде и во всё. Так придумывайте для своих детей различные игровые задания, основой которых послужит окружающая обстановка, например: дорога в детский сад, магазин, домашние хлопоты. Словом везде, где находится мама с ребёнком, можно уделить 10-15 минут для общения с ним. Эти кусочки мозаики обязательно сложатся в картинку и дадут хорошие результаты речевого развития.
Так, возвращаясь из детского сада, можно считать магазины, деревья, закрепляя согласование числительного и существительного, так трудно дающееся детям. Или находить предметы, в названии которых есть тренируемый в данный момент звук. Можно подбирать определения к слову «солнце», «небо». Задавайте своему ребёнку вопросы, предлагайте подумать, что думает или чувствует тот или иной предмет. Например: «Смотри, какой листок упал с дерева. Как ты думаешь, высоко он рос на дереве или нет? Что ему было видно? Что бы он мог рассказать, если бы мог говорить?» и т. п. Так постепенно, незаметно, весело, увлекательно вы будете развивать связную речь своего малыша, учить его рассуждать, фантазировать, тренировать его внимание, память, воображение.
Напоследок хочется сказать: давайте играть с нашими детьми. Ведь время скоротечно. Уже завтра мы не сможем сделать того, что могли сделать сегодня. Не забывайте, дети готовы общаться со своими близкими людьми всегда. Нам, взрослым нужно сделать это общение полезным и приятным для ребёнка.