Папки-передвижки

Индивидуальные беседы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой)

Ирина Мироновская
Индивидуальные беседы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой)
▼ Скачать + Заказать документы

Основная цель педагогической помощи родителям состоит в обучении их педагогическим технологиям общения и взаимодействия с ребенком.

Осуществляется эта работа по следующим направлениям.

1. Формирование готовности родителей к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком на занятиях и в быту

Чему учить родителей :

— наблюдать за ходом взаимодействия педагога и ребенка в процессе занятия;

— фиксировать в дневнике невербальные и вербальные приемы взаимодействия взрослого с ребенком.

Как учить:

— проводить с родителями беседы;

Публикация «Индивидуальные беседы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой)» размещена в разделах

— организовывать лекции, в ходе которых родителей знакомят : с принципами обучения детей, имеющих нарушения в развитии (игровая форма занятий, использование наглядности при обучении, вовлечение в практическую деятельность самого ребенка, воспитание привычек для пра­вильной организации любой деятельности ребенка, доступность предлагаемого материала, доброжелательность и ласка по отношению к ребенку); с педагогическими условиями обучения и воспитания (организации предметно-развивающей среды, способов общения с ребенком, методами и приемами организации предметно-игровой деятельности ребенка;

— проводить беседы о целях занятия до его начала и о его итогах в конце занятия;

— демонстрировать «приобретения», достижения ребенка в ходе занятий (эмоции, жесты, действия с игрушкой);

— комментировать приемы взаимодействия с ребенком;

— побуждать близкого взрослого словом и показом к включению в ход занятия;

— хвалить родителей.

2. Обучение родителей различным формам общения со своим ребенком

Чему учить родителей :

— умению подбирать и использовать игры для своего ребенка, учитывая его физические и познавательные возможности;

— повторять за педагогом невербальные и вербальные способы взаимодействия с ребенком в ходе игр и упражнений;

— проявлять активность и самостоятельность в совместных играх с ребенком дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

— адекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в ходе занятия.

Как учить:

— обучать родителей способам передачи ребенку общественного опыта: начиная от совместных действий и речевой инструкции, затем включая жесты и далее действия по подражанию, образцу и речевой инструкции;

организовывать привлекательные для ребенка предметно-игровые действия с использованием любых известных средств их обозначения: крики, лепетные слова, указательный и изображающие жесты, демонстрация самих предметов и действий с ними, их графических изображений и т. д. ;

— демонстрировать движения и действия, направленные на ребенка, что позволяет ему ощущать себя желанным для родителей и стимулирует появление у ребенка чувства привязанности к близким взрослым.

3. Формирование у родителей умений взаимодействовать с другими детьми; организовывать совместную игровую ситуацию

Практика коррекционной работы показывает, что при регулярном включении родителей в занятия они охотно принимают на себя роль партнера для своего ребенка в играх, предлагаемых педагогом.

Однако каждый из близких взрослых готов играть только со своим ребенком и не знает, как играть с чужим ребенком в паре.

Чему учить родителей :

— подражать эмоциям и действиям педагога в ходе занятия;

— эмоционально реагировать на успехи своего и чужого ребенка;

— выполнять необходимые совместные игровые действия.

Как учить:

— сначала близкого взрослого обучают играть в паре со своим ребенком (например, вместе бросать мяч друг другу, затем другому ребенку, далее просят поменяться и стать в пару к чужому ребенку;

педагог показывает способы обращения к детям: поочередно раздает игрушки, одновременно дает игрушки тому, кто первый подойдет, демонстрирует эмоциональную насыщенность речевых высказываний к детям и помогает родителям воспроизвести ласковые слова в адрес другого ребенка;

— организовывают совместные со взрослыми групповые занятия, а также праздники.

В работе с родителями рекомендуется использовать следующие методы:

беседа, консультация, лекция, показ занятия;

— включение матери в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;

— наблюдение и конспектирование занятий педагога;

— подбор дидактического материала по каждому заданию;

— просмотр видеоматериалов;

— ведение дневника наблюдений за развитием ребенка;

— практические консультации по подбору дидактических игрушек;

— организация поведения ребенка в специально созданной предметно-развивающей среде «Библиотека игрушек».

Общие рекомендации к педагогической работе с родителями

Во время беседы педагога с родителями, которая проводится в конце занятия, анализируются выполнение ребенком домашних заданий, даются рекомендации родителям, например, вариативности приемов выполнения упражнений ребенком.

Так, знакомство детей с рисуночной деятельностью в домашних условиях можно продолжить на стекле, на доске, на рулоне бумаги (обои, примакивая краску губкой, пальцем (указательным, разбрызгивая капельки воды или краски на бумаге.

Учитывая навыки, которые применяет ребенок в процессе предлагаемой родителями деятельности, важно использовать те приемы, которые больше нравятся ребенку. Например, дети с удовольствием разма­зывают капельки воды по стеклу окна. Можно использовать этот прием, озвучивая его как «дорожки для пальчиков»«топ-топ». Родителям необходимо объяснить, что данное упражнение выполняется как в целях знакомства с графической системой изображения, так и в целях обучения ре­бенка слушать обращенную речь, выполнять способы усвоения общественного опыта — прием совместных действий или по подражанию действиям взрослого.

Наряду с этим у ребенка формируется потребность в общении с матерью — возникает интерес к ней, а также предлагаемым ею действиям, а у близкого взрослого — чувствительность к ребенку (хвалим, а не ругаем ребенка за то, что он так хорошо рисует на стекле).

Педагогу рекомендуется предложить родителям литературу, которая поможет сориентироваться в подборе дидактического материала для проведения занятий с ребенком в домашних условиях (см. приложение 12).

Если позволяют условия, педагог может организовать на базе дошкольного образовательного учреждения семинары-практикумы для родителей. Семинар может состоять из двух частей: первая — лекционная, вторая же часть проводится в виде практического занятия (например, дается методика изготовления игрушек и аппликаций; отрабатываются педагогические приемы в игровой ситуации, обыгрываются поделки, рисунки детей).

Приблизительная тематика лекций охватывает вопросы закономерностей и особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста; социализации и адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе; значимости общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, форм его сотрудничества со взрослыми; путей формирования различных видов детской деятельности; роли игрушки в формировании ведущей деятельности ребенка; развития речи; организации жизни ребенка и его режимных моментов в семье и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы кратковременного пребывания показал, что представленное содержание коррекционной работы можно рассматривать как начальный этап обучения ребенка взаимодействию с близкими взрослыми, а затем сверстниками. Содержание, реализуемое в форме индивидуальных занятий, способствует появлению у детей социально-опосредованной деятельности сначала с педагогом, а затем с близкими взрослыми.

В процессе формирования у детей потребности в общении со взрослым происходит обогащение социального развития каждого ребенка путем присвоения и преобразования им общественного опыта, передаваемого взрослым ребенку в виде социальных знаков (жеста, речи, рисунка).

Подгрупповая и групповая формы занятий — это следующий этап в организации обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью. Проявление у детей новых личностных качеств, осознание своего «Я», самостоятельности в различных видах детской деятельности, умений ориентироваться в быту, навыков социального поведения позволяет им безболезненно включаться в среду сверстников группы кратковременного пребывания, а в последующем и постоянной группы специализированного дошкольного учреждения.

Включение, родителей в коррекционно-педагогический процесс и осознание ими необходимости проведения занятий с ребенком, их положительного влияния на ход его психофизического развития значительно изменяет социальную ситуацию развития ребенка в семье и благоприятно сказывается на воспитательном процессе в целом.

Мы надеемся, что данные методические рекомендации помогут специалистам обеспечить адекватную коррекционно-педагогическую помощь детям дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и педагогическую поддержку их родителям.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Пасха Христова» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Пасха Христова» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Развивать духовно.

Конспект беседы «Бессмертный полк» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Бессмертный полк» для детей дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь к Родине, формировать гражданско – патриотическое сознание, чувства сопричастности к судьбе родного края, всей.

Конспект беседы для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»Конспект беседы для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья» Ход беседы Воспитатель:Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового. Жить на нашей планете без птиц было бы скучно.

Конспект беседы на тему «Осторожно, сосульки» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы на тему «Осторожно, сосульки» для детей дошкольного возраста Прозрачные стекляшки, Узорные висюльки, На проводах и крышах Весёлые сосульки. А. Мецгер Цель: расширить и уточнить представление.

Конспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возраста .

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальные беседы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой)
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 09:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальные беседы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мироновская (УИ 2143121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД