Наталья Минченко
Индивидуальное логопедическое занятие «Мышонок Миша и шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 15 минут.
Занятие рассчитано на ребенка шести лет, имеющего спастическую форму псевдобульбарной дизартрии.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
• Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Мышонок Миша и шарик“» размещена в разделах
• Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
• Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
• Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
• Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля;
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Предполагаемый результат:
Ребенок научиться правильно произносить звук [ш] в словах.
Ресурсы: игрушка-мышонок, игрушка – Мышь, воздушный шарик, деревянный шпатель и стерильный бинт для массажа языка, картинки-символы артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром
2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, зеркало, предметные картинки со звуком «Ш»
Ход занятия
Организация деятельности.
Логопед : Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок «Миша». Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед : Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок: Со звуком [Ш]
Логопед : Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш], а поможет нам в этом мышонок «Миша». Только cначала немного разомнем наш язычок и губки.
Основная часть.
Логопед : А мышонок вместе с тобой разомнется.
Лицевой массаж:
• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
• Массаж губ: растирание, разминание, пощипывание от середины губ к углам.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Логопед : А теперь давай покажем мышонку фокусы с шариком. Какой мы слышим звук в слове?
Ребенок: В слове «шарик» слышим звук [ш].
Логопед : Держи шарик перед губами.
Логопед : Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Ребенок выполняет задание.
Логопед : Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)
Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ш]
Логопед : Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш.
Ребенок произносит.
Логопед : Что губы делают?
Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Логопед : Что язычок делает?
Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Логопед : Есть ли голосок?
Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.
Логопед : Молодец! Все верно!
Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]
Логопед : Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку.
Игра «Змейка».
Логопед : Посмотри, вот где он шел.
Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел мышонок.
Логопед : Посмотри по той дорожке шел мышонок. Помоги мышонку убежать от змейки. Димочка вставай на тропинку, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?
Ребенок проходит по тропинке туда-обратно и шипит.
Игра «Надуй колеса»
Логопед : Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо. Как выходит воздух из колеса?
Ребенок: : ШШ. шш.
Логопед : Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).
Ребенок выполняет задание.
Логопед : Почему мышонок к нам хотел приехать не на автобусе, а именно на ма – ш – ш –шине?
Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ш]
Логопед : Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Мышонок будет говорить слоги, а ты их повторяешь.
Мышонок проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.
Логопед : А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость
• Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна.
В норке прячется она. (мама Мышь)
Логопед : про кого была загадка?
Ребенок: Про маму Мышь.
Логопед : Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.
• Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
Логопед : Что это такое?
Ребенок отвечает. (шарик)
Логопед : Чем мышонок похож на шарик?
Ребенок: У мышки также как и у шарика есть хвостик.
Логопед : Да, ты прав. Посмотри, как похожи хвостики у шарика и мышки.
Сравниваем хвостик мышки и шарика.
Логопед : Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.
Ребенок и логопед подходят к окошку.
Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.
Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.
Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произнесим звук «Ш».
Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».
Логопед : И последнюю загадку мышонку подсказал ветерок, послушай.
• Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно.
Ребенок отгадывает (шишек)
Логопед : Если мышонок нашел шишку, что он с ней будет делать?
Ребенок: Мышка будет грызть шишку.
Логопед : Мышонок взял шишку и отнес к себе в норку. А в норке его ждала мама Мышь. Давай, посмотрим, что было в норке у мышонка.
Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.
Логопед : У мамы Мыши есть шляпа, а у мышонка?
Ребенок: Шляпка.
Логопед : Маме Мышке и шуба пригодится, а мышонку «Мише»?
Ребенок: Шубка.
Логопед : У мамы Мыши есть шкаф, а у мышонка?
Ребенок: шкафчик.
Логопед : маме Мышке пригодится шарф, а мышонку?
Ребенок: Шарфик.
Логопед : Посмотри с чем к нам пришел мышонок «Миша»?
Ребенок: С рюкзачком.
Логопед : И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)
Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.
Логопед : Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.
Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа
Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].
Игра «Закончи предложение»
Логопед : Мышонок на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова МЫШОНОК. Давай закончим предложение словом мышонок.
Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.
Под шкафом шуршит (кто) …. …МЫШОНОК.
Чуткие ушки у (кого) …МЫШОНКА.
Пушистая кошка подкралась к (кому) …. МЫШОНКУ.
Не поймать кошке (кого) …. МЫШОНКА
Мы наблюдаем за (кем) …МЫШОНКОМ.
Заключительная часть занятия.
Логопед : С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед : Как ты думаешь, у нас в гостях мышонку понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед : А тебе понравилось с мышонком играть?
Ребенок отвечает.
Логопед : Почему?
Логопед : Мышонку очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!