Яна Костенко
Индивидуальное психологическое обследование дошкольника по методикам «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное»
Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы.
Методика «Рисунок семьи».
Целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Вадим, 5 лет.
Публикация «Индивидуальное психологическое обследование дошкольника по методикам „Рисунок семьи“ и „Несуществующее животное“» размещена в разделах
Вадим выглядит активным ребёнком, легко вступает в контакт, но при этом бывает агрессия. Мальчик вызывает беспокойство у воспитателей, поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью, Вадим старательно стал рисовать. Все члены семьи нарисованы разрозненно, а это значит, что ребёнок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей, глаз, рта только подтверждает это. Все члены семьи одного размера и без лиц, себя мальчик нарисовал с обратной стороны листа и также без лица. Заштрихованы головы, все члены семьи, и он в том числе погружены в себя. То, что Вадим не нарисовал себя рядом со своей семьёй, говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижение самоуважения, подавление воли к достижениям. Подобное изображение руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. При выполнение рисунка сильно нажимал на карандаш, что может обозначать импульсивность, агрессивность.
Методика «Несуществующее животное».
Цель данной методики является исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от 5-6 лет и взрослых. (Обычно рисуют, я предложила слепить его).
Вадим, 5 лет.
Вадим назвал своё животное скорпион - трансформер. У данного животного есть голова, но необычной формы и отсутствуют глаза, рот, уши. Что говорит о том, что у ребенка присутствуют страхи, замкнутость, нежелание слушать чужое мнение. Вадим уточнил, что из головы оно стреляет лазарем, это свидетельствует о том, что ребёнок защищается и бывает агрессия в поведение.
Вадим так описывает образ жизни своего животного : «Скорпион – трансформер живёт на Севере. Питается травой. Его боятся другие звери, но друзья не бояться. Иногда прячется от своих друзей».
В рассказе Вадима явно проявляется агрессивное настроение («Его бояться другие звери…», также страх, и потребность побыть наедине самим собой («Иногда прячется от своих друзей», и потребность в эмоциональном тепле. Рассказ ребёнка о животном почти всегда отражают то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни. Данное задание и рассказ мальчика показывает, что ему требуется психологическая помощь.