Алина Ивановна Горбунова
Индивидуальное логопедическое занятие «Построение звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
построение звука Р механическим способом.
Задачи
• упражнять в определении наличия и места звука;
• способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
• создать условия для развития фонематических процессов;
• развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание;
• воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование
зеркало, артикуляции звука [Р], предметные картинки, ватные палочки.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
- Здравствуй Маша, как твои дела, настроение?
- Вспомним наше правило.
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
-Рассмотри картинки и отложите, в названии которых есть звук [Р].
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним АГ.
3. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок рано утром.
Посмотрел вниз, вправо-влево. (Повторить 8–10 раз).
Посмотрел верх, вправо-влево. (Повторить 8–10 раз.)
Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. (Повторить 10–15 раз.)
Наелся язычок, пошел кормить своих животных.
Сначала он пошел кормить индюков. (Повторить 8–10 раз.)
Потом он пошел кормить свою лошадку. (Повторить 10–15 раз.)
Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. (Повторить 10–15 раз.)
Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны: “Дын-дын” или “Ды-ды”. (Повторить 10–15 сек.)
4. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. У тебя все замечательно получилось!
- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р].
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)
- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Глухой или звонкий? (звонкий)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)
5. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
И по этой же дорожке
По тропинке побежим,
На лужайке, на лужайке
Стоп. Немного отдохнем. Скачем мы на правой ножке.
Скачем мы на левой ножке.
До лужайки добежим.
Мы попрыгаем как зайки.
И домой пешком пойдем. подскоки на ноге
подскоки на ноге
бег на месте
прыжки на месте
ходьба на месте
6. Упражнения на дыхание. «Воздушный змей».
-Для правильного произношения звука [Р] нужно делать сильный выдох.
7. Постановка звука [Р] механическим способом от [Д].
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (в это время ватной палочкой, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])
8. Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
- Топни ногой, когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
- Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
- Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай, голоса животных и определи, чей голос прозвучал.
- Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [Р] в словах (Маша выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)
9. Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР (применение ватной палочкой)
- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:
ТР…А – ТР…А – ТР…А ТР…О – ТР…О – ТР…О
ТР…У – ТР…У – ТР…У ТР…Ы – ТР…Ы – ТР…Ы
10. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ТР с помощью соски или ватной палочки.
11. Рефлексия.
Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности воспитанника, рекомендации и пожелания.
- Спасибо тебе за занятие.