Оксана Завдовьева
Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Животные жарких стран. Автоматизация звука [Р] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – образовательные :
• уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»;
• знакомство с разными животными жарких стран;
• разгадывание загадок по теме;
• обогащение экспрессивного словаря словами- антонимами;
• автоматизация звука Р в словах;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по теме „Животные жарких стран, Автоматизация звука [Р] в словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• закрепление навыка образования ритмического рисунка слова с помощью хлопков;
• закрепление навыков определения места звука Р в слове.
Коррекционно- развивающие цели:
• развитие связной речи;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие голоса и интонации;
• Развитие навыков слового анализа;
• Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, эмоций, воображения, мышления, памяти.
Воспитательные цели:
• воспитании доброжелательности;
• развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Оборудование: предметные картинки «Животные жарких стран» ,игрушки животных, Запись «Звуки Африки», арифметический пазл животного крокодила, зеркало, паравозик.
Предварительная работа: знакомство с животными жарких стран, отгадывание загадок о животных, разучивание физминуток, пальчиковых гимнастик, работа по определению ритмического рисунка слова с помощью хлопков, заучивание стихов.
Ход Занятия.
1. Организация образовательной деятельности:
Заходим в кабинет:
Логопед : В лес сегодня на прогулку
Приглашаю я пойти.
Интересней приключенья
Нам с тобою не найти.
Выполняем движения на развитие общей моторики и артикуляционные упражнения.
Раз, два — выше голова,
(поднимаем голову вверх).
Три, четыре — плечи шире.
(Кладем руки на плечи).
Пять, шесть — тихо сесть.
2. Основная часть.
Логопед : Артикуляционная гимнастика и самомассаж:
Руки разминаем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальцами сгребаем все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шее медленно стекаем.
Логопед : Сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Угадай, кто он?
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
(показываю игрушку тигра)
Логопед : Сколько звуков в слове ТИГР? Назови их. Есть ли звук Р? Где он находится? (в конце слова)
Логопед : 1,2,3,4.5
Разучился тигр рычать
Надо тигра выручать
И рычанью обучать.
- Звуки «Р» — сложный, поэтому перед тем как правильно его произнести нужно сделать гимнастику для язычка, для того чтобы он был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно.
Артикуляционная гимнастика ( надеваем на руку красную рукавичку и выполняем артикуляционную гимнастику: упражнения «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошчка», «Кошка».
- Ну что ж язычок мы размяли и теперь готовы показать тигру, как же он должен рычать. А как тигр рычит? (ррррррррррр)
- Мы уже знаем, что тигр – это какое животное (дикое)
Что ты знаешь о диких животных?
Ребенок рассказывает стихотворение:
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Место сбора сами ищут.
Логопед : Тигр немножко загрустил, потому что рядом с ним нет его друзей- диких животных, животных жарких стран. Ты готов помочь тигру встретиться с его друзьями и отправить его на волшебном паравозике в жаркую страну Африку? Путь наш будет не простой. Выполняя задания, мы шаг за шагом будем двигаться вперед, собирая друзей нашего тигра.
Логопед : Закрой глаза и представь себе Африку. (включаю музыку). Пустыня. Вокруг — песок и серые камни. Знойное небо дышит жарой. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
1) Ну что ж вот и наше первое задание. Отгадай загадки и ты узнаешь, кто же отправится вместе с нами в путешествие.
• На спине его горбы -
Там запас еды, воды…
Узнали? Как его зовут?
Двугорбый великан… (верблюд.)
• Средь зверей главнее всех
царственный и грозный. (лев).
• От банана до банана,
Ловко скачет.. Обезьяна
• Самый рослый из зверей -
Африканский длинношей -
Ходит гордо, словно граф,
Называется -. жираф
• Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силен
Африканский чудо ….(слон)
• В Африке живёт
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно - белую полоску. (зебра)
Логопед : Давай произнесем названия животных еще раз и подумаем, в названии каких животных есть звук Р? (верблюд, жираф, зебра).
В какой позиции находится звук Р в словах (начало, середина, конец слова?
Сколько слогов в каждом слове? (определяем ритмический рисунок слова с помощью хлопков) расселяем животных по вагонам поезда (1-2-3-4 вагона)
2) Логопед : Ой, Третий вагончик у нас пустой. Кто же поедет в нем?
Это было в воскресенье,
У него на дне рожденья,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги его собрать.
(крокодил- 3 слога. Он - из третьего вагончика)
3) Логопед : В Африке всегда очень жарко. Там всегда светит солнце. Давай и мы с тобой сделаем так, чтобы наше солнышко засверкало. Но оно будет не совсем обычное. Лучики нашего солнца будут составлены из диких животных. (выбрать из животных только диких : рысь, верблюд, носорог, обезьяна, лев, собака, жираф, свинья, коза).
Логопед : Среди всех этих животных есть одно, которого еще нет в нашем паровозике, но это тоже животное жарких стран. Отгадай, кто это:
Чутко спит большая кошка,
Ушки – в кисточках- сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это….рысь
Логопед : В слове рысь есть звук Р? Где он находится? А в каком вагончике поедет рысь?
Логопед : Мы немного устали и нам надо отдохнуть.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
4) Логопед : Следующее животное, которое поедет с нами в Африку, тебе нужно отыскать среди вот этих животных (ЛЕОПАРД) В слове леопард есть звук Р? Где он находится? А в каком вагончике поедет леопард?
5) Логопед : Следующая игра нам знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я говорю первое слово, а ты подбери и назови ему противоположное:
холод – жара
Победа- поражение
Ломать- строить
Сухой - мокрый
Открыть- закрыть
Финиш - старт
У жирафа длинная шея, а у бегемота… КОРОТКАЯ
У зебры спина узкая, а у бегемота… ШИРОКАЯ
Логопед : Ну что же ты прекрасно справился со всеми заданиями и наш паравозик отправляется в Африку. Что ты можешь сказать о животных жарких стран?
Ребенок рассказывает стихотворение:
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры, жители саванны.
И тропические птицы…
Есть чему тут подивиться! (В. Нищев)
3. Итог занятия.
Логопед : Куда же мы отправили сегодня паравоз?
Кто туда отправился?
Какой звук мы сегодня закрепляли?
Что тебе понравилось на занятии?