Алла Батагова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
2. Постановка звука «Р».
3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
4. Автоматизация «Р» в открытых слогах.
5. Автоматизация «Л» в предложениях.
6. Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: Карточки с буквами Р, А, О, У, И, Ю, Е, Ё, Ы; предметные и сюжетные картинки; карточки с заданием, игровая палатка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Включение речевого внимания и слуха.
- Повтори за мной только те слова, в названии которых есть звук «Ш» :
Самолет, машина, лес, сумка, шалаш, школа, весы, шпагат, оса, лиса, весна, шапка, шишка.
2. Различение звука «Р» от других смешиваемых звуков.
- Если в слове, которое я тебе буду называть, услышишь звук «Р», то хлопни в ладони, если нет – разведи руки:
жарко – жалко лак – рак
вор – вол
ложки – рожки
кулачки – курочки рама – лапа
рыжий – лыжи марка – майка
- А сейчас я буду называть слова, где есть звук «Р» и слова, где его нет. Если ты услышишь слово с данным звуком, положишь карточку с буквой «Р» на парту:
ковать – кровать
кошка – крошка
топка – тропка
каска – краска
дачка – драчка
тут – трут
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ты знаешь, Петрушка меня и тебя пригласил в гости. У него сегодня именины. Но прежде, мы сделаем гимнастику для нашего языка:
«Заборчик» - рот открыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперед длинной трубочкой.
«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Грибок» - рот раскрыт. Язык присосать к небу и удерживать в таком положении под счет до 10 – 15.
«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать, рот закрыть.
Упражнения для выработки целенаправленной воздушной струи:
1. Губы «трубочкой», задувать свечи (следить, чтобы щеки не надувались).
2. «Фокус» - учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа или на челку.
4. Постановка звука.
- В гости Петрушка позвал и лошадку по кличке Трофимка. Давай покажем, как она скачет по тропинке (упражнение «Лошадка»). Замечательно, лошадка прискакала в гости, а теперь ее останови: трр – трр – трр – трр.
- А где же Петр, который должен прилететь на самолете? ( Ребенок держит в руках самолет и имитирует рокот самолета: трр – трр – трр – трр. Странно, в гости пригласили еще кошку Мурку, а ее до сих пор нет. Наверное, у ее машины не заводится мотор. Давай поможем Мурке завести машину – дрр – дрр – дрр. Молодец! Завели машину, не будем терять времени, поехали дрр дрр дрр дрр.
Петрушка рад, что все гости собрались вместе, а теперь будем пить чай с тортом и ватрушками.
5. Автоматизация «Р» в слогах.
- Я показываю гласные звуки, а ты добавляешь сочетание «др» и называешь получившийся слог: адр, одр, удр, идр, ядр, едр,ёдр, юдр, ыдр.
Молодец!
6. Автоматизация «Р» с словах.
- А теперь я тебя попрошу закончить слова, добавляя сочетание «тр» :
Теа - тр, ме - тр, педиа - тр, Пё - тр, осё - тр, фе - тр, цен - тр, ли - тр, минис - тр, осмо - тр.
Умница! А теперь повтори за мной слова: театр, метр, литр, фетр.
7. Развитие фонематических процессов.
- Мы сейчас поиграем в игру «Турист». Турист на берегу реки поставил палатку. Все предметы, в которых слышатся звуки «П» и «Пь» он перенес в палатку. А те, где есть звуки «Б» и «Бь» оставил на берегу. Проверь, что у туриста в палатке?
Картинки: бочка, пушка, полотенце, компас, печка, цепь, голуби, клубника, шапка, яблоко, петух, бабочка, белка.
8. Автоматизация «Л» в предложениях :
- Повтори за мной чистоговорки:
Ла ла ла – Мила в школу пошла.
Лы лы лы – подмету я сам полы.
Лу лу лу – шкаф стоит в углу.
Ло ло ло – платье мне мало.
- Расскажи стихотворение, которое ты учил дома:
Белый снег, белый мел,
Заяц белый тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
9. Упражнения для развития зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания.
Перед ребёнком картинки различных животных – лань, косуля, северный олень, лось, пятнистый олень, изюбр, лань.
- Покажи животное, которое встречается чаще всего (лань).
- Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, а затем скажешь, какое слово встречается чаще всего: лопата, лось, весло, клумба, лось, слон, плуг, пластинка, лось, флот.
10. Итог занятия.
- Над какими звуками мы сегодня работали? (Р,Л)
- Что тебе больше всего понравилось выполнять на занятии?