Ирина Будылева
Индивидуальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [й]-[л’]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ЗВУКОВ «Й» И «ЛЬ».
Задачи: вырабатывать правильное употребление в словах звуков «й» и «ль». Учить выделять звук в слове, отмечать ударный слог. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, слуховое внимание и память.
Оборудование: Наборное полотно, картинки животных, в названии которых есть звуки «ль» и «й».
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [й]-[л’]» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент. (Развитие эмоций). Представь, что на улице пасмурная погода, нельзя идти гулять и тебе очень грустно. Покажи как ты грустишь. Но вот вышло солнышко и тебе стало радостно. Покажи радостное лицо.
2 часть. Введение в тему.
Логопед : Посмотри на наборное полотно и назови картинки. Произнеси каждое слово четко, чтобы слышались все звуки. Догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять? (звуки «й» и «ль»). Давай вспомним, где находится язык, когда произносим звук «й»? Покажи кистью руки. А когда мы произносим звук «ль»? А теперь, следи за моей рукой и попробуй угадать, какой звук я задумала : «й» или «ль»? (Ребенок определяет по движению кисти руки вверх или вниз). Произнеси поочередно «ль – й», сопровождая звуки движениями руки. Повтори: я-я, я-я, я-я, я-я, Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля. А теперь я тебе буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук «ль» : Лена, Лева, Юра, лимон, юбка, ежик, листья, яма, лиса, ягода, лебедь, яблоко, лес, лицо. – Молодец, справился без ошибок. А теперь посмотри на картинку и скажи, кто на ней изображен?
Ребенок: На картинке изображен олень.
Логопед : Правильно, это олень. Какой звук в слове «олень» : «ль» или «й»? Покажи, какие рога у оленя (ребенок поднимает над головой скрещенные кисти рук с разведенными в сторону пальцами). А кто изображен на этой картинки?
Ребенок: Ослик.
Логопед : какой звук ты слышишь в слове «ослик» : «ль» или «й»? (ответ ребенка). Ослик гулял по лесу и заблудился. Зовет маму. Как он ее зовет? (Йа-йа-йа). Громче! А эхо ему отвечает: «Йа-йа-йа» (тихо). (Повторяем вместе с ребенком).
Логопед показывает картинку ели и просит ребенка сказать какой звук слышится в этом слове. Повтори за мной: «Иней лег на ветки ели, ели за ночь побелели». Когда бывает иней? (Зимой). Что еще бывает зимой? (ветер, снег).
3 часть.
Физкультминутка.
- Вот повеял ветерок Поднимает руки и показывает
Холодом пахнуло, как дует ветер.
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты Медленно опуская руки,
Белые пушинки, взмахами кистей показывает,
На деревья и кусты как падает снег.
Падают снежинки.
4 часть.
Логопед : Покажи, как танцуют снежинки. (Ребенок имитирует на столе игру на пианино). Посмотри на картинки и скажи, кто живет в лесу? Правильно, лиса. Какой звук в слове «лиса»? Какая лиса? (Ловкая, хитрая, пушистая, красивая и т. д.) А это (ежик). Какой звук слышится в слове «ежик»? Какой ежик? (маленький, серый, колючий и т. д.) Повтори за мной: «Ель на ежика похожа. Ель в иголках, ежик тоже». А это (волк). Какую ты знаешь загадку про волка?
Ребенок: Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Логопед : А вот….(зайка). Какой звук мы слышим в этом слове? Как заяц готовится к зиме? (линяет). А теперь мы с тобой поиграем. Кто из нас будет зайкой мы выберем считалкой: «Скачет зайка маленький около завалинки. Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!»
Далее следует игра с речевым сопровождением «зайка беленький сидит».
Логопед : А теперь поиграем в игру «Какое слово я задумала». Я буду показывать тебе картинки, и отстукивать количество слогов в задуманном слове. А ты должен будешь догадаться, какое слово я задумала. Затем сам
«отхлопаешь» это слово.
- Если мы говорим о тех делах, которые делаем сейчас, у нас получается
«Мы сидим, поем, рисуем, печем блины». А если мы это делали вчера?
(Сидели, пели, рисовали, пекли блины). Давай вспомним, какие же вчера мы пекли блины:
Пекли блины румяные,
румяные, горячие.
Ребенок хлопает на каждый ударный слог, поворачивая ладони рук вверх-вниз.
5 часть. Итог занятия.
Логопед : Молодец! Итак, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови по 3-4 слова со звуками «ль», «й».
Литература:
Сухарева Э. Л. «Учим играя». Ярославль. 1992 год.
Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». С. -П. 2000 год.