Виктория Вологодская
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать
Выбор темы по самообразованию
Индивидуальная программа Профессионального развития воспитателя Вологодской Виктории Владимировны
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность: Развитие речи – одна из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной (диалогической, монологической) речи.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Цель:
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросам развития и формирования лексико-грамматической и связной речи.
2. Развитие речи детей посредством художественной литературы.
3. Развитие речи детей посредством пальчиковых игр и упражнений, дидактических, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр.
3. Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
5. Пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.
6. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
7. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
Предполагаемый результат:
• Овладеть и освоить методы работы по теме;
• Применить полученные знания на практике;
• Выстроить содержание перспективного планирования по данной теме;
• Рост профессионального мастерства;
• Распространение опыта;
1 этап: Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Содержание Сроки Результат
Определение и постановка цели и задач работы Сентябрь Определение этапов работы над темой.
Составление плана самообразования.
Подбор, ознакомление и анализ методической литературы. Сентябрь Список литературы для использования в работе над темой самообразования.
2 этап: Введение в практику.
Подбор пальчиковых игр, настольных игр, игр на развитие тактильных восприятий, конструирование из палочек. Сентябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игра «Я катаю мой орех».
7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Разработка плана мероприятия по речевому развитию. 1 раз в неделю План мероприятий.
Разработка картотеки словесных и настольно-дидактических игр по речевому развитию. Октябрь Методические разработки.
Подбор пальчиковых игр, настольных игр, игр на развитие тактильных восприятий, конструирование из палочек. Октябрь-Ноябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Бинокль»
3. Пальчиковая игра «Художник»
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Оформление «Уголка для чтения», систематическое обновление. Ноябрь Выставка детской литературы: «Библиотека семейного чтения».
Подбор пальчиковых игр, настольных игр, игр на развитие тактильных восприятий, конструирование из палочек. Ноябрь-Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение
знакомых игр.
2. Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,
для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,
«Кровать», «Телевизор» и т. д.
Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Декабрь Методическая разработка.
Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей. Декабрь-январь-февраль 1. Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей в раннем возрасте».
2. Консультация для воспитателей и родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»».
3. Доклад для родителей «О пользе чтения книг дошкольникам».
4. Консультация для родителей «Ребенок и художественная литература».
5. Анкета для родителей «Чтение художественной литературы дома».
6. Консультация для родителей и воспитателей на тему «Воспитание сказкой».
7. Консультация для родителей на тему: «Какие сказки читать детям?»
8. Памятка для родителей «Что за прелесть эти сказки!». Рекомендации о чтении сказок детям дома.
9. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
10. Консультация для родителей на тему «Как учить стихи» .
Подбор пальчиковых игр, настольных игр, игр на развитие тактильных восприятий, конструирование из палочек. Март-Апрель 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение
знакомых игр.
2. Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,
для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,
«Кровать», «Телевизор» и т. д.
3 этап: Представление опыта по теме самообразования
Составление отчёта о проделанной работе по теме самообразования Май Выступление с представлением опыта по теме самообразования на итоговом педсовете
2020-2021 учебный год
Ведущие задачи профессиональной компетентности Ожидаемый результат
Участие в РМО, педагогических советах, семинарах.
Изучение нормативных документов.
Участие в конкурсах.
Учёба в ОмГПУ Повышение своего профессионального уровня.
2021-2022 учебный год
Ведущие задачи профессиональной компетентности Ожидаемый результат
Прохождение курсов повышения квалификации.
Участие в РМО, педагогических советах, семинарах.
Изучение нормативных документов.
Участие в конкурсах.
Учёба в ОмГПУ Повышение своего профессионального уровня.
2022-2023 учебный год
Ведущие задачи профессиональной компетентности Ожидаемый результат
Участие в РМО, педагогических советах, семинарах.
Изучение нормативных документов.
Участие в конкурсах.
Учёба в ОмГПУ Повышение своего профессионального уровня.
Анализ своей педагогической деятельности.
Я могу
(мои плюсы) Не всегда
(мои минусы)
• Выбирать подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении
• Использовать методы и приемы работы с воспитанниками способствующие формированию культурно-гигиенических навыков.
• Анализировать собственную педагогическую деятельность. Признавать и исправлять свои ошибки. Высокий уровень работы с родителями в привлечении к самообразовательному процессу.
Используемая литература
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. - М. : Владос, 1996.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Просвещение, 1985.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Каро, 2003.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. - СПб. :Литера, 2009.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Литера, 2006.
6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : Кристалл, 2000.
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.
9. Совушкина А. Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика : старшая группа. - Волгоград: Корифей, 2009.
10. Паромонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб. : Дельта, 2001.