Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 11)
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Сохранение и укрепление здоровья детей
Цель: построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для физического и психического здоровья
Задачи: сохранение и укрепление здоровья, путем внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий, приобщение детей к ЗОЖ, обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей
2. Художественно – эстетическое развитие детей
Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 11)» размещена в разделах
Цель: развитие творческого потенциала, создание условий для его самореализации
Задачи: развитие эмоциональной восприимчивости, отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Развитие интереса к различным вида изобразительной деятельности, совершенствование умений
В рамках реализации системно – деятельностного подхода используются следующие технологии организации образования :
1. Технология проектной деятельности – создание воспитателем таких условий,которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт.
2. Технология исследовательской деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии- воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека
4. Информационно – коммуникативные технологии – в целях повышения эффективности образовательного процесса
5. Игровая технология – основная форма реализации Программы, использующаяся при организации двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, музыкально – художественной деятельности
6. Технология интегрированного обучения- соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга
7. Личностно – ориентированные технологии – такая стстема, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса
3. Организационный раздел
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Описание материально – технического обеспечения Программы, особенности организации предметно- пространственной среды
Материально-техническое обеспечение Программы в младшей группе соответствуют санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности.
Организованная предметная среда в группе предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в групповом помещении с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашей группе постоянно поддерживаются все условия для оптимально–результативной организации образовательного процесса. В групповой комнате пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью.
Помещение группы оснащено детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения уголков активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповое помещение имеет комнату для раздевания, групповую, спальную и туалетную комнаты.
Предметно-развивающая среда группы динамична, эстетически оформлена, соответствует методическим требованиям и потребностям детей 2-3 летнего возраста. Ее организация и оснащение приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО и Проекта примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования «Первые шаги» / О. Е Смирнова,Л. Н. Галигузова,С. Ю. Мещерякова.
Педагогическая среда в группе создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. В целом окружающая ребенка среда позволяет ему проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
На территории дошкольного учреждения находится групповой участок, который отделен от других участков кустарником. На игровой площадке имеется павильон, малые формы, спортивное оборудование, созданы оздоровительные зоны, «Тропа здоровья»,зоны сюжетно-ролевых игр, оригинальные клумбы.
Для организации спортивных, подвижных игр, физических упражнений (метание, равновесие, ходьба, бег, прыжки и др.) используется как традиционное, так и нетрадиционное физкультурное оборудование, которое помогает овладеть основными видами движений, побуждает к самостоятельной двигательной активности. На участке есть хорошо оборудованное место для игр с песком и водой, где дети могут поплескаться и одновременно узнать много нового о свойствах воды и песка. Так же оборудован домик, имеется корабль, машина, и т. д. Для сюжетно-ролевых игр на участке имеется также специально изготовленное оборудование. Его можно переносить с места на место, что позволяет детям развертывать содержательные игры «в детский сад», «семью», «больницу» и др. в разных уголках участка.
Для активизации деятельности педагогов в группе находятся следующие технические средства: ноутбук, проектор
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Особенности оснащенности группы развивающей предметно-пространственной средой.
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения.
При организации образовательного пространства учитываются требования:
- насыщенности в соответствии с возрастными возможностями детей;
- трансформируемости среды,
- полифункциональности материалов,
- вариативности,
- доступности,
- безопасности.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям для самостоятельной деятельности.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве уголков развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда группы выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Т. к. в основе замысла детской игры детей 2-3 года лежит предмет, взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
Основные направления развития
Наличие специальных помещений
Основные пособия и специальное оборудование
Физическое развитие
Групповые помещения
Центры двигательной активности, дорожки здоровья, оборудование для закаливания, бактерицидные лампы
Социально-коммуникативное развитие
Групповые помещения
Развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, видео - и аудиотека.
Территория группы
Малые архитектурные формы на групповой прогулочной площадке для сюжетно-ролевых игр и др.
Познавательное развитие
Групповое помещение
Уголки познавательного развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини - лаборатория, материал для разного вида конструирования, экологические уголки, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы, мобильные стенды, переносное мультимедийное оборудование, презентации по различным темам
Уголок нравственно-патриотического воспитания.
- уголок экологического экспериментирования.
Художественно-эстетическое развитие
Групповое помещение
Мольберты, портреты известных художников, репродукции картин, разнообразные изобразительные материалы и оборудование.
Уголки музыкально-художественного творчества, художественно-продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие, магнитофоны, музыкальные инструменты
Речевое развитие
Групповое помещение
Дидактические речевые игры, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием и др.
Коррекционное направление
Групповые помещения
Уголки с оборудованием для коррекции психомоторного развития.
3.1.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Программное обеспечение :
Воспитательно-образовательный процесс выстраивается на основе программы «Первые шаги» под ред. О. Е Смирновой, Л. Н Галигузовой, С. Е Мещеряковой., учитывая ФГОС ДО в сочетании с парциальными программами :
Физическое развитие
1. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа (3-4-года).
2. Сборник подвижных игр. Автор - составитель Э. Я. Степаненкова.
Социально – коммуникативное развитие
1. Гербова. Развтие речи. – М. : Педагогика, 2012
Познавательное развитие
Познавательное развитие
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром.
1. Здравствуй, мир! Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. : Москва – синтез, 2014год
Формирование элементарных математических представлений.
1. Г. И. Винникова. Занятия с детьми 2-3- лет: первые шаги в математику, развитие движения. –М. : Творческий центр, 2009г.
2. Помораева И. А. ФЭМП. – М. : Москва – синтез, 2015год
Ознакомление с миром природы.
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М. : Москва – синтез, 2014год
Речевое развитие
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: младшая группа (2-3года)
Художественно – эстетическое
развитие
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность младшая группа
3.1.3. Распорядок дня
Организация жизни детей в группе опирается на 10,5 часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Режим дня в детском саду соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2 -3 года составляет 5,5 - 6 часов.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3 - 4 часов. Прогулка проводится 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 3 лет.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится дневному сну.
Самостоятельная деятельность детей 2-3 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во 1 младшей группе не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей, с учетом СанПиН и способствует их гармоничному развитию.
Режим дня с 10,5 часовым пребыванием детей.
Холодный период
(Режим выстроен в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13)
Режимные мероприятия: Первая младшая группа 2-3 года
Прием детей;
Самостоятельная деятельность детей 730-810
(40 мин)
Утренняя гимнастика 810-815
(5 мин)
Самостоятельная деятельность детей 815-825
(10 мин)
Подготовка к завтраку,
ЗАВТРАК 825-850
(25 мин)
Самостоятельная деятельность детей 850-900
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №1 900-910
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей 910-920
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №2 920-930
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей -
Подготовка к прогулке 930-940
(10 мин)
ПРОГУЛКА
Самостоятельная деятельность детей на прогулке 940-1130
(1ч 50 мин)
45 мин
Самостоятельная деятельность детей -
Подготовка к обеду
ОБЕД 1130-1150
(20 мин)
Подготовка ко сну 1150-1200
(10 мин)
СОН 1200-1500
(3 ч.)
Подъем;
Самостоятельная деятельность детей 1500-1510
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №3 1510-1520
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей 1520-1530
(10 мин)
Подготовка к полднику
ПОЛДНИК 1530-1550
(20 мин)
Подготовка к прогулке 1550-1600
(10 мин)
ПРОГУЛКА
Самострельная деятельность детей на прогулке;
Уход домой. 1600-1800
(2 ч)
45 мин.
Режим дня с 10,5 часовым пребыванием детей.
Тёплый период.
(Режим выстроен в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13)
Режимные мероприятия: Первая младшая группа 2-3 года
Прием детей;
Самостоятельная деятельность детей 730-810
(40 мин)
Утренняя гимнастика 810-815
(5 мин)
Самостоятельная деятельность детей 815-825
(10 мин)
Подготовка к завтраку,
ЗАВТРАК 825-850
(25 мин)
Самостоятельная деятельность детей 850-900
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №1 900-910
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей 910-920
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №2 920-930
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей -
Подготовка к прогулке 930-940
(10 мин)
ПРОГУЛКА
Самостоятельная деятельность детей на прогулке 940-1130
(1ч 50 мин)
45 мин
Самостоятельная деятельность детей -
Подготовка к обеду
ОБЕД 1130-1150
(20 мин)
Подготовка ко сну 1150-1200
(10 мин)
СОН 1200-1500
(3 ч.)
Подъем;
Самостоятельная деятельность детей 1500-1510
(10 мин)
ЗАНЯТИЕ №3 1510-1520
(10 мин)
Самостоятельная деятельность детей 1520-1530
(10 мин)
Подготовка к полднику
ПОЛДНИК 1530-1550
(20 мин)
Подготовка к прогулке 1550-1600
(10 мин)
ПРОГУЛКА
Самострельная деятельность детей на прогулке;
Уход домой. 1600-1800
(2 ч)
45 мин.
Двигательный режим
Вид занятий
Продолжительность
Утренняя гимнастика
Ежедневно в группе или в зале
5 минут
Двигательные разминки
Ежедневно во время 10 - минутных перерывах между образовательной деятельностью
Физкультминутки
Ежедневно, во время образовательной деятельности, по мере необходимости 5 минут
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно 10минут
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно на прогулке 10
Минут
Гимнастика после дневного сна
10 минут
Образовательная деятельность : физическая культура
2 раза в неделю 10 минут
Физическая культура на прогулке
1 раз в неделю на утренней прогулке 10 минут
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе 15 минут
Физкультурный досуг 1 раз в месяц 15 минут
Перемещение детей по зданию Примерно 15 – 20 минут в день
Всего за неделю
(организованная двигательная активность)
5 часов 40минут
Наши занимательные дела
День недели
Наши занимательные дела
Время проведения
Понедельник
1. Музыкальное 0915-0930
2. Ознакомление с худ. литературой 1530-1540
3.
Вторник 1. Ознакомление с окружающим 0900-0910
2. Рисование 1535-1545
3.
Среда
1. Сенсорное развитие 0900-0910
2. Хореография 1100-1110
3. Физкультура 1535-1550
Четверг
1. Музыкальное 0915-0930
2. Развитие речи 1535-1545
3.
Пятница
1. Физкультура 0825-0835
2. Лепка 1000-1010
3. Конструирование 1535-1545
3.1.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Тематические мероприятия, посвященные праздникам, памятным событиям:
Месяц Мероприятие
Сентябрь Торжественные мероприятия, посвященные дню воспитателя
Февраль Сагаалган
Март Масленница
Апрель День космонавтики
Май День победы
Спортивные традиции:
Название мероприятия Срок проведения
Спортивные досуги 1 раз в месяц
Неделя здоровья 1 неделя апреля