Алла Синько
Индивидуальная логопедическая деятельность по автоматизации звука [Л] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные: Уточнить артикуляцию и правильное произношение звука Л; упражнять в правильном произношении звука Л в слогах и словах; закрепить навык выделения звука Л из ряда слов; продолжать образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы; упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных; развивать внимание, память, мелкую моторику.
Публикация «Индивидуальная логопедическая деятельность по автоматизации звука [Л] в слогах и словах» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие артикуляционной моторики;- развитие мимических мышц лица;- развитие фонематического слуха и восприятия; обогащение и накопление словаря.
Коррекционно-воспитательные:- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.
Оборудование: Ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика для звука Л», презинтация «Самомассаж», картинки к сказке «Репка», картинки со звуком [л], макеты ладошек, обклеенных аппликатором Кузнецова, «сухой бассейн» с мелкими предметами со звуком [л], контейнер с деревянными бусами.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психогимнастика (Развитием мимических мышц).
Логопед : Здравствуй, Егор! Давай улыбнёмся и поприветствуем друг друга! А теперь посмотри в окно. Какое время года сейчас?
Егор: Осень.
Логопед : Какой день- пасмурный или ясный?
Егор: Пасмурный.
Логопед : Когда пасмурный день, настроение у нас какое (Грустное). А когда ясный день, какое настроение? (Веселое) Покажи. (Ребё нок показывает мимикой лица настроение: нахмуривает брови, улыбается).
2. Общее расслабление.
Логопед : На этой неделе мы говорим об игрушках. Какие игрушки есть у тебя дома?
Егор: У меня есть машинки, мячик. Конструктор.
Логопед : Давай мы с тобой превратимся в заводные игрушки. Вокруг себя повернись и в игрушку превратись. (Ребенок изображает заводную игрушку н-р робота).
Логопед : Заводной робот сломался. (Ребенок застывает в определенной позе).
Логопед : Почувствуй напряжение. А теперь давай покажем, как мы умеем расслабляться. Сначала урони голову, теперь правую руку, левую руку, теперь – туловище, присядь на стул.
3. Массаж лица.
Логопед : А сейчас расслабся полностью, закрой глаза. Представь, что мы перенеслись в сказку. (Логопед включает музыку для релаксации и выполняет несколько массажных приемов для снятия напряжения с лицевой мускулатуры).
1) от середины лба – к вискам;
2) от бровей – к волосам;
3) от средней линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеч;
4) от мочек уха по щекам к крыльям носа;
5) от уголков рта к середине верхней губы;
6) от уголков рта к середине нижней губы;
7) от уголков рта – к крыльям носа.
4. Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка
Логопед : Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.
Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:
Язычок мы наш погладим ласково губами
А теперь мы постучим бережно губами
Язычок мы наш погладим ласково зубами
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами
и опять погладим ласково зубами
а потом мы будем хлопать бережно губами
и в конце мы их погладим ласково губами
5. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед : Сегодня мы с тобой снова встретимся со сказкой. Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня язычок сам хочет послушать сказку. Он с нетерпением к этому готовился, весело улыбнулся. Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение «Лопаточка»). тянется к полке за любимой книжкой (упражнение «Качели»). Перелистывает странички в книжке (упражнение «Индюк»). Протирает книгу от пыли (упражнение «Маляр»).
6. Работа над развитием дыхания и голоса.
Логопед : В сказках всегда происходят чудеса. Смотри, Егор, какая игрушка появилась. Что это?
Егор: Это параход.
Логопед : Давай покажем, как он гудит. Губки «улыбаются», кончик языка касается верхних зубов. Делаем глубокий вдох, на выдохе произносим Л-Л-Л. (Ребенок выполняет упражнений 2-3 раза).
Посмотри, пароход привез нам картинки с героями сказки «Репка». Ты хочешь с ними поиграть?
Егор: Да.
7. Коррекция звукопроизношения. (Автоматизация звука Л в слогах и словах). Развитие мелкой моторики.
Логопел : Ну тогда начнем. Посадил дед репку (показывает соответствующую картинку. Он ее поливал утрои м и вечером. Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло; лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлить: ал-ол-ул, ол-ыл-ул. эл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слы-сла-слу. Но вытянуть не смог. (При произнесении слоговых цепочек, ребенок надавливает подушечками пальцев на аппликатор Кузнецова в виде ладошек.
Позвал дед бабку. (Показывает соответствующую картинку).
Бежит бабка из кармана горошинки рассыпает. а из слов звук Л теряет. Подбери горошину и скажи слово правильно :
. ампа пи. а сто.
. ожка мы. о пена.
. ыжи па. ас журна.
(Ребенок перекладывает горох со стола в контейнер и произносит слова).
Туну они репку, а вытянуть не могут. Позвали они Внучку.
8. Развитие фонематического слуха.
Побежала внучка в огород, а там на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, но только если услышит в слове-комарике звук Л. Помоги внучке, слушай внимательно слова : лодка-ложка-кошка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул-стук. Добежала внучка до репки. Тянут они репку, а вытянуть не могут.
9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Позвали они Жучку. А Жучка в это время пытается найти пары для картинок. Помоги ей. Тебе нужно для картинок из верхнего ряда, где изображен один предмет, подобрать картинку из второго ряда, где изображено много предметов и назвать пару картинок. Например: лодка-лодки; лампа-лампы и т. д. (Ребенок выполняет задание).
Л. : Перед тобой сухой бассейн. Найти в нём животных, название которых начинается со звука Л, собери его и назови. (Ребёнок находит игрушки, собирает и называет).
Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получилось.
Позвали они тогда кошку. А кошка в это время в кладовке хозяйничает, смотрит, чтобы мыши крупу не погрызли.
Перед тобой «Сухой бассейн», достань из него все предметы со звуком Л. Скажи, какой это предмет, из чего сделан? (Ложка из метала, пластмассовая тарелка). (Ребенок образует прилагательные).
Прибежала кошка, но так и не получилось у них вытащить репку. Пришлось им мышку звать. Услыхала мышка, что ее зовут, из дома выбежала, по дорожке побежала, через речку перебежала, к огороду прибежала, в калитку забежала, к деду близко подбежала. Потянули все вместе репку и вытянули! (Ребенок повторяет за логопедом слова с предлогами).
10. Итог занятия.
Логопед : Вот и закончилась сказка. Кому мы ее рассказывали?
Егор: Язычку.
Логопед : Язычок сказку внимательно слушал?
Егор: Слушал внимательно.
Логопед : Сказку красиво рассказать получилось?
Егор: получилось.
Логопед : Звук Л тебе сказку рассказывать помогал?
Егор: Помогал.