Наталья Ярушина
Индивидуализация ребенка с нарушениями речи в образовательном пространстве детского сада через использование пиктограмм
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам опыт по проблеме индивидуализации ребенка с нарушениями речи в образовательном пространстве детского сада через использование пиктограмм.
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности.
Важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития является своевременное формирование грамматического строя языка ребенка, одним из компонентов которого является словообразование.
Темочки:
При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической группы слов. Детям с ограниченными возможностями здоровья, с двуязычием требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы. Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Облегчить это процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет пособие, которое включает набор пиктограмм, а также некоторые игровые варианты их использования.
Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок показывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью взрослого). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».
Дети подготовительной группы знают, что такое пиктограмма, как их рисовать, и как использовать. Поэтому данное пособие они могут использовать самостоятельно и могут организовать игру с другими детьми.
Например, игра «Подберем слова». Каждому ребенку выдают картинку с изображением лесного зверя (либо другого животного или птицы в соответствии с изучаемой темой). На столе находятся перевернутые карточки с пиктограммами. Дети по очереди берут по одной карточке и образуют заданное выпавшей пиктограммой слово от названия своего животного. Это повторяется 2-4 раза. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
Игра «Кубик кидай - слово угадай». Выставляется картинка с изображением животного. Дети поочередно бросают кубик. В соответствии с выпавшей на верхней стороне кубика пиктограммой ребенок образует нужное слово.

Игра «Кто? Какой? У кого?». Выставляется картинка с изображением животного. Пиктограммы разложены по кругу на игровом поле со стрелкой посередине. Дети по очереди вращают стрелку и образуют заданные пиктограммами слова.

Выше перечисленные игры обыгрываются за столом. У детей есть выбор, в какую игру им играть. Дети играют небольшими группами. Поэтому им приходится соблюдать правила игры, разрешать конфликтные ситуации.
Следующая игра «Ловкий стрелок». Выставляется картинка с изображением животного. Ребенок бросает мяч. В соответствии с попаданием мяча на определенную пиктограмму ребенок образует нужное слово. Также картинку с животным можно прикрепить посередине дартса.
Пиктограммы могут располагаться в любой последовательности и комплектации, так как они на липучках. Количество пиктограмм может изменяться в зависимости от этапа обучения или конкретных задач занятия.

Игра «Кегли с рисунками». На полу выставляются кегли с пиктограммами. Ребенок катит мяч. В соответствии с попаданием мяча на определенную кеглю ребенок образует нужное слово.
Две последние игры рекомендованы неусидчивым детям, детям с низкой работоспособностью, с ограниченным объемом внимания, со сниженной познавательной активностью. Они позволяют изучать данный материал, не только сидя за столом, а стоя и можно даже лежа. Так же у ребенка есть выбор попробовать попасть в ту пиктограмму, которая ему больше нравится.
Таким образом, использование данного пособия с пиктограммами, способствует индивидуализации ребенка с нарушениями речи в образовательном пространстве детского сада. Это проявляется в создании условий для свободного выбора ребенком тематики и вида игр, решении детьми новых игровых проблемных ситуаций, в организации и осуществлении самостоятельной деятельности детей.
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в групповых помещениях.
Оформление д/игры «Пазлы - азбука»,

демонстрационные карточки "Транспорт",

"Дом и его части",

"Мебель" с описанием и загадками.

Оформление картотеки "Утренние приветствия".

Пополнение центра "Познания и науки" - конструктор "Модель солнечной системы" и глобус.

Воспитанники детского сада "Ручеёк" старшей группы "Цветик- семицветик" приняли участие в трёх Всероссийских детских конкурсах творческих работ Весна идет-весне дорогу!», «Бережем Планету» и «Фантастические животные». Получили хорошие результаты 14 участников заняли 1 место: С Карина, Ж Валерия, Г Ангелина, Д Олеся, Д Катя, М Валерия, Ш Кристина,Д Катя, Ж Валерия,К Павел, К Юля,Г Арсений И Паша; 2 и 3 место:Г Арсений, Г Оксана, Д Катя, Д Олеся, Д Катя, Ж Валерия, И Паша, К Павел, К Юля, К Каролина, М Валерия, С Карина, Ш Кристина.
ХРУСТАЛЬНАЯ КАПЕЛЬКА-2021
«СЕМЬЯ-СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА»
26 марта 2021 года в музыкальном зале «Ачитского детского сада «Улыбка» прошел весенний традиционный, муниципальный фестиваль-конкурс музыкального творчества среди детских коллективов дошкольных образовательных организаций Ачитского городского округа «Хрустальная капелька -2021». Воспитанница Большеутинского детского сада «Ручеек» Кусаинова Каролина с мамой приняли участие в номинации «Танцующая семья» 5-8 лет:
Награждены Грамотой за 2 место.
Благодарим семью Каролины, за активное участие в таком красивом празднике.
