Получи документы

Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ

Лариса Матевосян
Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуализацию образовательного процесса. Однако, несмотря на разнообразие методик, наиболее результативным, на наш взгляд, остается метод проектов.

Именно проектная методика позволяет, увидеть склонности и способности ребёнка, поддержать его интерес. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес, Самостоятельность, инициативу, способствует формированию у ребенка навыков сотрудничества.

Публикация «Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

2 слайд Обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога); сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

3 слайд Использования проектного метода позволит :

-научить детей использовать арсенал накопленных знаний и умений в нестандартных ситуациях

-позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление,

- Повысить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

Участие в проекте помогает ребёнку осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, проявить индивидуальность.

Каким образом осуществляется выбор темы проекта?

* В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах и возможностях детей.

* В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями, интересами и уровнем развития. Дети – участники планирования. Их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Мастерство педагога - подметить тему, которая заинтересует детей. Например, Маша пришла в новых расписных валенках. Она показывает их всем ребятам. А почему бы не спросить у Маши, знает- ли она, как появились валенки. Теплее ли они чем сапожки. Как украсили эти валенки. Из чего они сделаны. И предложить ненавязчиво Маше или детям узнать об этом поподробнее, А затем «подключить» и родителей. Так родится проект о происхождении валенок.

Начиная с младшего возраста используются групповые игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др. С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Поэтому актуальными становятся и другие виды проектов- индивидуальные : «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья»; исследовательские: «Этот загадочный лимон»; «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия»

В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребенка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты, тем самым развивая коммуникативные навыки. Так как проекты в этом возрасте могут быть как индивидуальные так и групповые, то это способствует формированию навыков сотрудничества между сверстниками.

Давайте вспомним, что такое "проект".

4 слайд

Проект – это 5 «П» :

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

.Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности каждого ребёнка.

Главная задача педагога в реализации детско-взрослого проекта - подхватить интересующую детей тему или подвести детей к теме и помочь наметить цели и план реализации проекта.

5 слайд-6 слайд Так было в нашем проекте "Безопасность детей дома". Шла неделя безопасности в детском саду и именно в один из дней наш воспитанник Данил пришел из дома с шишкой на лбу. Дети это конечно заметили и стали спрашивать: "Что случилось? Почему у тебя шишка? На что Данил ответил: "Я дома игра в догонялки с сестрой и "налетел" на дверную ручку". В свою очередь ребята на перебой стали ему говорить, что так случилось потому что он не соблюдал правила безопасности. Воспитатель «подхватил» тему безопасности.

В процессе беседы с детьми оказалось, что дети знают: Нельзя брать спички. Нельзя включать газовую плиту. Нельзя брать ножницы и иголки, можно пораниться. Нельзя включать утюг. Нельзя вставать на подоконник. Нельзя брать разные лекарства.

И все же кто-то из детей когда-то порезался, кто-то укололся, а кто-то даже брал спички, что дети не знают как надо вести себя в некоторых опасных ситуациях. Дети рассказали, какие бытовые приборы есть у них дома, для чего они нужны, пользуются ли они ими. К сожалению, дети не представляют себе последствий происходящего, поэтому после обсуждения проблемы мы с детьми решили сделать альбом " Правила безопасного поведения дома"и входе работы научить Данила и всех детей правилам безопасности дома.

Также выяснили, что еще хотят узнать дети:

Что можно делать дома, если ты один?

Что нужно делать, если в дверь постучал чужой человек?

Где еще живет ток, кроме розетки?

Если лекарства лечат, почему взрослые говорят, что они опасны?

Почему чайник можно вскипятить не только на газовой плите, но и без нее?

7 слайд-8 слайд Следующим этапом было планирование деятельности взрослых с детьми.

Дети сами предлагали, что можно сделать для достижения намеченной цели:

рассмотреть имеющиеся в группе плакаты с правилами безопасности дома;

узнать больше о правилах безопасности с помощью родителей: информацию об опасных ситуациях и вещах дома;

посмотреть мультфильмы о безопасности, если такие есть;

сходить на экскурсию на кухню, где готовят еду для детей;

почитать книги об опасных ситуациях.

Дети сами предлагали, где можно найти нужную информацию для нашего альбома:

В детском саду у воспитателя

У родителей спросить

В книге специальной

У полицейского, у МЧСовца.

В интернете посмотреть.

В детских передачах и мультфильмах.

Для создания альбома дети сами предложили темы правил безопасности.

Артем выбрал тему об опасности лекарств.

Егор П. захотел рассказать об опасности электрических приборов.

Лиза решила рассказать, почему опасно быть у плиты, когда мама готовит.

Катя С. Выбрала правило «Колющие, режущие предметы опасны!».

Наташа выбрала правило «Электрические розетки не трогай!».

Конечно же, сами дети без помощи родителей не смогли бы проделать необходимую работу. Ненавязчиво познакомили родителей с темой наших предстоящих исследований и предложили поучаствовать в нашем проекте.

Мы в свою очередь сообщили, что выбрали дети, что им больше понравилось по теме проекта. Попросили всех родителей помочь детям в сборе информации.

Все предложение детей по работе над проектом были услышаны. Когда, например, мы читали"Безопасные сказки" Шорыгиной, рассматривали плакаты, играли в настольные игры по безопасности, разыгрывали ситуации, дети замечали,что это предложили они.

9 слайд Следующим этапом было сбор и обобщение информации. Проект был краткосрочным, время для работы над ним было всего неделя. В течение недели дети постепенно приносили собранную вместе с родителями информацию и с большим интересом рассказывали, как они вместе находили и оформляли страничку альбома.

Дети, ранее пассивные на занятиях, (не все конечно, менялись на глазах. Потому что, все что ими было сделано, услышали и увидели все и будет полезны для всех детей.

10- слайд Когда продукт нашего проекта- альбом «Правила безопасного поведения детей дома»- был готов, мы провели его презентацию на занятии «Правила безопасности для детей». Мы с детьми рассмотрели альбом, читали стихи, подготовленные детьми с родителями и закрепили правила безопасного поведения детей дома.

На заключительном этапе мы с детьми провели с детьми итоговую беседу о необходимости соблюдения правил безопасности дома и подвели итоги проведенной работы.

Задали детям вопросы по работе над проектом :

- что интересного узнали?

- что понравилось?

- что не понравилось?

- что было трудным?

- какие знания и умения приобрели?

- сможем ли полученными знаниями поделиться с другими ребятами?

Что ещё бы хотели узнать? .(Им захотелось узнать почему газ пахнет и откуда он берется в домах, почему лампочка нагревается, из чего и как делают спички, что такое дым)

Мы отметили высокий интерес детей и к теме и к проектной деятельности в целом.

Да это и не было неожиданностью. Дети видели свои результаты и их значимость. Это дало толчок и интерес другим детям

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание его важности и необходимости в коллективе В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Публикации по теме:

Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Колокольчик» с. Апанасенковское. Тема проекта «Обновление.

Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ» Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». Познакомить педагогов.

Презентация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. Инновационный.

Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ «Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ» Основой данного принципа является тематическое планирование.

Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В настоящее время в системе дошкольного образования,.

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями.

Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ Дошкольное образование – это первая ступень в образовании ребенка. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период,.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 17:37
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Матевосян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД