Ольга Коломиец
Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ»
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени образования. То есть, помимо традиционных задач при подготовке ребенка к жизни, детский сад, в настоящее время, учреждение, где реализуются различные программы развития.
В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Поэтому в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования системы образования выдвигается ориентация на овладение педагогами различных технологий творческого проектирования объектов образовательной деятельности. Одним из этапов в наработке профессиональной компетентности и повышения своего профессионального мастерства, должна стать проектная деятельность в детском саду.
Публикация «Доклад „Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Следует заметить, проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Д/с № 4 «Солнышко», работая по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», также,использует и реализовывает метод проектирования в области познавательного развития, а также и в других образовательных областях.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-многофункциональное взаимодействие с социумом.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Проблема развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста весьма актуальна.
Познавательное развитие дошкольников состоит из следующих пунктов:
развитие мышления, памяти и внимания; различные виды деятельности; вопросы детей; занятия по развитию логики; развивающие игры;
развитие любознательности;
развитие познавательной мотивации;
развитие воображения и творческой активности;
формирование специальных способов ориентации; экспериментирование с природным материалом; использование схем, символов, знаков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ должно реализовывать следующие задачи:
1. Обогащать сознание детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора.
2. Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.
3. Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное (хочу сохранить, созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения.
4. Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности
Для формирования и развития познавательных интересов дошкольников необходимы педагогические условия:
создание обогащённой предметно- пространственной среды для начала развития интереса;
создание проблемно-поисковых ситуаций;
стимулирование проявления положительно - эмоционального отношения.
Проектирование образовательного процесса по формированию познавательного развития дошкольников в ДОУ основывается из перечисленных этапов:
Развитие познавательного интереса к различным областям знания;
Развитие исследовательских умений и навыков у детей;
Развитие коммуникативных качеств;
Развитие эмоционально-волевой сферы и творческих способностей у детей;
Формирование целостного видения картины окружающего мира;
Развитие художественных умений и навыков в продуктивных видах деятельности
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении последних двух лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проектирования образовательного процесса по разным областям знания, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет также определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Мы считаем, при развитии познавательных представлений у детей в форме проектного метода, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.