Костромитина Валентина Георгевна
Конспект урока «Имя прилагательное в тексте» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).
В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).
Публикация «Конспект урока „Имя прилагательное в тексте“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.
На какие вопросы отвечает прилагательное?
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое, Чей? (Чья? Чье) и Каков, а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слов
Создание проблемной ситуации
- Прочитайте предложения (Слайд)
Весна прилетела к нам на крыльях. Светит солнце. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи.
(Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи)
- Что объединяет эти предложения? (Речь идёт о весне)
– Можно ли утверждать, что это текст?
- Что вы заметили в этом тексте? (Нет прилагательных)
- Нравится ли вам такой текст?
Мотивация
Предложение без прилагательного как торт без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео, представить себе, что пришла весна и после просмотра видео дополнить текст именами существительными.
Постановка учебной задачи
Работа в парах
- Задание: в тексте записать прилагательное в каждое предложение.
- Не забываем правила работы в парах.
- Проверка. (Один учащийся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст).
- Какую роль играют прилагательные в речи? Можем ли мы сказать, что это текст-описание?
Сформулируйте тему и цель урока. (Роль имен прилагательных в тексте. Выяснить, какова роль прилагательных в тексте).
Учебное действие
- А теперь, возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, облака. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)
- Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.
- Что скажите теперь?
- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?
Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь. (молодцы все справились с заданием, на листах самооценки напротив 1 задания ставим….)
(Прилагательные придают нашей речи образность, художественность, обозначают признаки предмета. Чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы)
- Вернемся к нашим предложениям. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, а прилагательные волнистой линией.
Взаимопроверка (Кто допустил ошибки) (если справились с заданием отмечаем на листах самооценки)
Прочитайте текст. Скажите, точно ли описана Мальвина? (Слайд 10)
Мальвина - …это девочка. У нее… волосы, глазки… с… ресницами. Мальвина был одета в … платье, а на голове … бант.
Слова для выбора: голубые, красивая, длинными, светло-розовый, кудрявые, пышное.
Добавьте к описанию слова для выбора. Как изменилось описание? (Оно стало более точным). Запишите в тетрадь.
Итак, ребята, какую же роль играют имена прилагательные, которые мы добавили? (Они помогают более точно представить предмет)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь более точной и образной. (отмечаем на листах самооценки если справились)
Действие контроля и самоконтроля
Откройте учебники на стр. 68, упр. 118. Прочитайте текст.
Синяя птица! - это название птицы. Она живёт в горах Памира и Тянь-Шаня. У этой птицы есть секрет. Из далека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко - и перо синей птицы начнёт вспыхивать ярким синем цветом.
- О ком в нём говориться?
- Это текст-описание?
- Докажите, что это текст-описание
- Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте.
- Какой заголовок можно подобрать к тексту?
- Назовите имена прилагательные из текста.
- Какие словосочетания встречаются в тексте?
- Какую роль в тексте выполняют прилагательные?
- Давайте перепишем текст в тетрадь и подчеркнем имена прилагательные. (отм на листах самооценки)
«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроении».
- Сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание, один ученик работает у доски, остальные выполняют задание ноутбуке. (отмечаем на листах самооецнки).
Какой общий вывод мы сможем сделать?
Так какую же роль выполняют имена существительные?
Достигли ли мы своей цели которую поставили в начале урока?
Действие оценки и самооценки
Просмотрите свои листы самооценки и оцените себя как вы сегодня работали н уроке.
Как определить прилагательное?
Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи (Какой? Чей, Каков? и их производные, а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, изменяемость по родам, числам и падежам и др.).