Татьяна Лопатина
ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автореферат
Слайд 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
В среде проблем, возникающих перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности воспитания и обучения. Познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности. В процессе познавательной деятельности происходит овладение необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых дошкольник получает знания. Данная тема интересна тем, что есть возможность узнать, как развить познавательный интерес у детей с помощью ИКТ.
Публикация «ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Слайд 2. Мы сформулировали проблему исследования - развитие познавательного интереса с помощью ИКТ у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования ИКТ как средства формирования познавательного интереса у детей 5 – 6 лет.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по применению ИКТ как средства развития познавательного интереса к предметному миру у детей 5-6 лет.
Слайд 3. Познавательный интерес во все времена был и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте происходит активное познавательное развитие личности ребенка. Дошкольник усваивает новые знания об окружающем мире (о различных предметах, явлениях, деятельности, взаимоотношениях взрослых, профессиях и пр., появляются новые интеллектуальные, нравственно-волевые, физические качества, потребности. У детей развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Специфика дошкольного возраста заключается в особой сензитивности к усвоению различных областей окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинает складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, целью которого выступает приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Опыт моей работы был направлен на такие разработки Щукиной, Новоселовой, Пейпрт.
Слайд 4. Для того чтобы познавательный интерес дошкольников в рамках дошкольного образования получил развитие, нужно обеспечить благоприятные условия, чтобы ребенок как субъект индивидуальной деятельности мог развивать свою познавательную активность, искал, осмысливал и реализовывал разнообразные познавательные интересы, любознательность, формировал исследовательское поведение. Для развития познавательного интереса у старших дошкольников можно использовать информационно – коммуникационные технологии, остановимся на этом поподробнее.
Слайд 5. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности.
Слайд 6. С. В. Бузмакова и Г. А. Кривопалова выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ в ДОУ. Рассмотрим характеристику типов занятий.
1 тип. Занятие с мультимедийной поддержкой. Использование презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у старших дошкольников огромный интерес к познавательной деятельности.
2 тип. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебным пособием, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
3 тип. Диагностическое занятие. Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Как отмечают С. В. Бузмакова и Г. А. Кривопалова, разработка таких компьютерных программ – это дело времени. Итак, нами рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение теоретических основ помогло нам придти к следующим выводам:
- одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса воспитания и обучения;
- применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента, а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний;Полученные детьми знания с применением ИКТ, они часто используют в своей свободной деятельности, что способствуют развитию кругозора у детей. Мы считаем, что изученный опыт поможет нам в опытно – экспериментальной работе.
Слайд № 7. Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми 5-6 лет в детском саду «Сказка», который оснащен следующими средствами ИКТ : ноутбук – 1шт. ; мультимедийный проектор; экран; музыкальная колонка. Исходя из данного технического оборудования, мы можем организовать занятия первого типа, то есть занятия с мультимедийной поддержкой. Но чтобы начать работать над данной темой мною были разработаны методики-диагностики по познавательному интересу.
Слайд 8. Использованные диагностические методики представлены на слайде.
Слайд 9. Анализ результатов диагностики показал, что
15% детей из группы имеют высокий уровень познавательного интереса;
40% детей из группы имеют средний уровень познавательного интереса;
45% детей из группы имеют низкий уровень познавательного интереса.
По итогам констатирующего эксперимента мы делаем вывод о необходимости организации работы по развитию познавательного интереса у детей 5-6 лет к предметному миру с применением ИКТ. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., определены направления развития и образования детей (образовательные области). Наша работа так же находит отражение в этих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Слайд 10. Мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленные на развитие познавательного интереса к предметному миру у детей 5 – 6 лет разрабатывались в соответствии с возрастной группой. Названия соответствуют содержанию, что создавало удобство при планировании и позволяло поддерживать интерес детей к данным мероприятиям. Совместная работа с детьми проводилась постепенно, то есть знания, которые получали дети из презентаций, видеозаписей, аудиозаписей и электронной дидактической игры закреплялись в ходе непосредственно-образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ко всем мероприятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий дети относились позитивно, активно участвовали, проявляли интерес и отвечали на вопросы. Остановимся на анализе наиболее удачных мероприятий.
Слайд 11. В процессе знакомства с темой «Мебель» главным действующим лицом стала матрешка, которая с помощью электронной дидактической игры познакомила детей с видами мебели, материала, из которых она изготавливается. 3 детей проявляли огромный интерес к этому занятию, охотно работали в коллективе, отвечали на вопросы. Другие 3 детей активно включались в тот или иной момент, что вызывало у них интерес. Все дети заинтересованно участвовали в дидактической игре. 6 детей (которые раньше не проявляли особого интереса) с желанием рассматривали картинки; запомнили различные виды мебели, назначение мебели. 8 детей, которых в обычных занятиях не удается заинтересовать, проявили высокую активность, отвечали на вопросы в течение всего занятия.
Слайд 12. Удачным моментом в работе считаем использование презентации при знакомстве детей с темой «Как сделана книга?». Сюрпризным моментом в той теме стало появление на экране книги при правильном отгадывании загадки. На протяжении всего занятия детям давались задания с усложнением для того, чтобы они могли делать свои выводы. Дети с низким уровнем развития (7 детей) стали отвечать уверенно на вопросы, размышлять и проявлять свое отношение к новой информации. Дети со средним уровнем развития познавательного интереса (8 детей) научились рассуждать, проявлять интерес к предметному миру в повседневной жизни. 3 детей задавали вопросы познавательного характера : «Что такое иероглифы? Что такое воск и из чего его делают? А как читали первобытные люди? Все эти и другие вопросы не оставили без внимания. Вместе с детьми искали ответы (на некоторые вопросы мы не смогли найти ответы, поэтому было дано задание детям: найти дома вместе с родителями ответы на вопросы с использованием интернета, книг). В завершении пройденной темы мы вместе с детьми решили изготовить книжки-самоделки для младшей группы. Все дети активно, эмоционально откликнулись на процесс изготовления книжек-самоделок. Это вызвало большой интерес у всех детей и желание подарить каждому малышу свою книжку-самоделку. Занятие по теме «Как сделана книга?» основано на занимательности, учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, что вызывало активность, самостоятельность, эмоциональное отношение, которое способствовало становлению положительных черт личности, развитию действенного познавательного интереса.
Слайд 13. Заключительным мероприятием было знакомство с электрической лампочкой. С помощью волшебной мелодии дети окунулись в мир прошлого, что вызвало у них восторг, восхищение, удивление, когда они открыли глаза. Дети увидели перед собой слайд, на котором был разведен костер в пещере. Именно через презентацию «Путешествие в прошлое лампочки» мы познакомили детей с ее происхождением и назначением. Дети активно рассуждали, правильно формулировали ответы на поставленные вопросы и проблемные ситуации. Во время просмотра презентации дети задавали разнообразные вопросы: «Кто такие первобытные люди?» «Что такое лучина?» «Откуда берется электричество?». На эти вопросы впоследствии мы сообща находили ответы через различные источники информации: энциклопедии, Интернет и родителей. 8 детей смогли правильно описать лампочку, ее назначение. Они тоже задавали вопросы познавательного характера : «Какие бывают лампочки?» «Где их используют и для чего?» «Как их изготавливают?». 8 детей, у которых был первоначально диагностирован низкий уровень познавательного интереса, стали проявлять устойчивый интерес к занятиям, активно отвечать на поставленные вопросы. Все активно участвовали в составлении загадок про лампочку: «Эта груша светит», «Это стеклянный предмет, внутри есть проводок», «Ее руками не достанешь, она горячая как солнышко», «По ней идет ток».
Таким образом, мы убедились в том, что разработанные нами мероприятия развивают познавательный интерес к предметному миру с помощью ИКТ у детей 5-6 лет. Предварительный анализ результатов нашей работы показал, произошли существенные изменения в умении опираться на знания о предметах при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале нашей работы.
Слайд 14. Контрольный этап диагностики уровня познавательного интереса проведен аналогично этапу констатирующего эксперимента.
Цель контрольного этапа заключалась в изучении динамики формирования познавательного интереса. Анализ диагностики позволил выделить уровни познавательного интереса к предметному миру у детей 5-6 лет :
• 35% - высокий уровень познавательного интереса к предметному миру;
• 55% - средний уровень познавательного интереса к предметному миру у;
• 10% - низкий уровень познавательного интереса к предметному миру.
Слайд 15. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показал, что на низком уровне остались 2 детей. (Мы объясняем это частым отсутствием в детском саду). У пятерых детей он повысился до среднего. Двое детей перешли с низкого сразу на высокий уровень. Преобладающее число детей стало проявлять высокую активность не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни: самостоятельно организовывают различные игры, проявляют в них творчество, интерес, фантазию. Сравнительный анализ результатов доказал выдвинутую гипотезу о том, что использование информационно-коммуникационных технологий помогает формированию и повышению познавательного интереса к предметному миру у детей 5 – 6 лет. Добиться такого результата помогло следующее: подбор мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенностей детей.
Слайд №16, 17 цитата и фото. Спасибо за внимание.