Наталья Потапова
Игры экологического характера как одна из основных форм познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
"Игры-ребусы,игры-опыты,игры-экспериментирование экологического характера,как один из основных форм познания окружающего мира
дошкольниками».
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего
образовательного процесса, которое способствует развитию
мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному
воспитанию, то есть становлению личности в целом. Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-
Публикация «Игры экологического характера как одна из основных форм познания окружающего мира» размещена в разделах
экологических норм и правил поведения в природе способствует
установлению экологически правильных и безопасных
взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой.
Поэтому при воспитании экологической культуры дошкольников
особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов,
эффективно влияющих на нравственную и мотивационную
сферы личности ребенка».
Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является
эффективным средством формирования личности дошкольника. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром,
с природой воспитатель имеет возможность направить внимание
детей на те явления, которые ценны для расширения круга
представлений.
Цель:сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической
культуры посредством игр.
Задачи работы:
-расширить кругозор детей о свойствах и объектах живой и неживой природы
через разные виды игр.
-развивать понимание гармонического единства и целостности экологической
системы планеты Земля.
-воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и животные)
и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки безопасного
поведения в природе.
-создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.
-развивать наблюдательность,умение сравнивать,анализировать,обобщать, развивать
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Проблема:
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, пришли к выводу, что необходимо решить
основную проблему, которая заключается в том, что нужно сформировать систему экологических
знаний посредством игр.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования знаний детей по экологическому
воспитанию,выяснилось, что у них не богатый запас знаний о природе, они затрудняются
устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания
и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений
и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями,
происходящими в живой и неживой природе.
В ходе исследования, пришли к выводу, что необходимо формировать систему экологических знаний
посредством игр.
1 этап: Подготовительный
На первом подготовительном этапе работы, изучен методический материал,
предметно – развивающая среда. В ходе всей этой работы были выявлены
некоторые недостатки:
-недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию
для детей;
-скудная картотека экологических игр;
-мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому изучив методическую литературу, обследовав состояние
сформированности знаний детей по экологическому воспитанию, пришли
к выводу, что нужно определить следующие этапы работы:
1. выработать систему экологических игр для детей.
2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу.
Пополнен центр экспериментирования:
Разработаны и подобраны для детей игры по экологическому воспитанию
(дидактические игры, игры-ребусы, игры-эксперименты.
Пополнен центр природы:
Подобрана литература для работы с родителями
2-й этап – основной
Игры –опыты :
Изготовление сока из овощей
Опыт: «такие разные камни»
Опыты и игры с песком :(из чего состоит песок,свойства мокрого и сухого песка,
откуда берется песок)
Игры и опыты с водой :(свойства воды,теплая,холодная вода,"волшебница-вода"
Познакомились с круговоротом воды в природе: провели опыт «Превращение
воды в пар»
Игры-ребусы :«С какого дерева листок?», Игра с природным материалом:
«Что спрятано в баночке?»(ФЭМП)
Работа с додекаэдром по экологии :
Игры с макетами «Лес», «Луг», «Ферма»
Альбом по экологии «Пиши-стирай»
Результатом своей работы я считаю, что использование различных игр помогло моим
воспитанникам научиться понимать свою роль в окружающем мире, осознавать
последствия своих действий во взаимоотношениях с природой.
Ребята теперь знают множество новых игр, самостоятельно в них играть. Дети
приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам животного и растительного мира,в том числе и навыки ухода за ними.
Результаты, полученные в ходе работы предполагают продолжения деятельности в этом направлении с внесением дополнений и усложнений содержания.