Евгения Вячеславовна Асанова
Игры В. Воскобовича как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящий момент Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачи по обеспечению высокого уровня логического мышления воспитанников, так как дошкольное образовательное учреждение является базисом для всех остальных образовательных звеньев.
Как известно, логическое мышление составляет фундамент развития личности ребенка как нормально развивающегося, так и ребенка с особенностями в развитии. Так же достаточно развитый интеллект имеет самостоятельное значение, так как он необходим как для успешного обучения ребенка в школе и его дальнейшей активной деятельности, так и для развития полноценной личности, в последующем.
Публикация «Игры В, Воскобовича как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- ЗОЖ, здоровье. Викторины, интеллектуальные игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По утверждениям большинства отечественных педагогов и психологов, ознакомление дошкольников с предметным миром является одной из важных задач, для решения которой в свое время предлагались различные методические разработки, направленные на более успешное освоение материала в данном направлении. Все это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению ученых психологов и педагогов самый благоприятный период для развития мышления – дошкольный период. «Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущих достижений человека» (А. Столяр).
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями [2].
Игровые технологии В. В. Воскобовича успешно включаются в корекционно - педагогический процесс работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Базой методики Воскобовича является усвоение теоретического материала эмпирическим путем [4].
Игры В. В. Воскобовича не отличаются по структуре от своих современных представителей, но по продолжительности занятия - короче, а содержание проще. В большей степени их основу составляют простые действия с предметами, игрушками и словесные поручения.
Выполняемые детьми упражнения не надоедают, становятся более интересными и желанными. Импровизация, заинтересованность, видение и воображение, ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители, речевой слух, произвольное внимание, память, конкретность задач и целей делают эту форму работы наиболее выгодным из всех.
В рамках направления работы по развитию логического мышления посредством игр В. В. Воскобовича проводятся индивидуальные, групповые занятия с учетом поставленных задач.
Главной особенностью технологии В. В. Воскобовича является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс [1]. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. Тем не менее, автор рассчитывает на то, что ребёнок и взрослый будут партнёрами, взрослый не будет занимать главенствующую позицию. В таких условиях ребёнок чувствует себя более свободно, безопасно, он не боится быть раскритикованным за неправильные ответы и действия.
Лучше всего дети учатся умению анализировать и сравнивать. Так же отлично развивается пальцевая и кистевая моторика руки. Дети, которые занимались по методике Воскобовича, рано запоминают названия цветов, рано обучаются счету, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости. Они более усидчивы и целеустремлённые - могут выполнять сложные мыслительные операции, доводя дело до конца [5].
Игры В. В. Воскобовича снимают излишнюю дидактичность обучения, вызывают интерес, желание заниматься играми. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. «Сказки фиолетового леса», сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Игры яркие, красочные. Состоят из большого количества игровых заданий и упражнений. Принцип «играем–чувствуем-познаем» шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя. Игры всесторонне развивают детей [3]. Они вводят ребенка в необычный волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
Таким образом, в настоящее время имеются фактические данные, показывающие тесную связь возрастных умственных особенностей старших дошкольников и игр В. В. Воскобовича. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения детской деятельности, развертывающейся от простых структур – к их сложным сочетаниям. Эту связь можно осуществлять, периодически включая в программу занятий в детском саду данные игровые задания, которые с успехом активизируют мыслительную деятельность дошкольников, так как обладают большим развивающим эффектом. Все это обеспечивает успешность развития процессов логического мышления, интеллектуальной подготовки ребенка к школьному обучению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрова, Т. Н. Использование игровой технологии В. В. Воскобовича в детском саду [Электронный ресурс] / Т. Н. Адрова, И. И. Радина // Педагогическая наука и практика. - 2018. - № 1 (19). - С. 83-85.
2. Воскобович, В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет [Текст] / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. - СПб., 2007. - 110 с.
3. Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : метод. пособие / В. В. Воскобович [и др. ] ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. - СПб. : Развивающие игры Воскобовича ; КАРО, 2017. - 352 с.
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань. -2003. - 656 с.
5. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст] : учеб. -метод. пособие / Л. Б. Осипова, Л. А. Дружинина, О. И. Власова, Ю. Ю. Стахеева. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 158 с.