Надежда Запасная
Игры, упражнения для формирования правильного звукопроизношения в речи с использованием нейростимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
1В настоящие время ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих задержку психического и речевого развития. Поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи таким детям, которая помогла им в успешном освоении школьной программы. Организация учебной деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода, что приводит к необходимости поиска новых и эффективных путей обучения. Таким образом, в деятельности учителя-логопеда и дефектолога инновационные методы приобретают все большее значение.
Публикация «Игры, упражнения для формирования правильного звукопроизношения в речи с использованием нейростимуляции» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ведущим дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая стороны речи, но и разной степени выраженности двигательные нарушения общей и мелкой моторики.
2Изучением мелкой моторики занимались такие ученые как Бехтерев Владимир Михайлович, Кольцова Мира Михайловна, Лурия Александр Романович и др. : М. Монтессори, В. А. СухомлинскийА. В. Запорожец, Ф. Энгельс, И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев Т. П. Хризман, М. И. Звонарева, И. М. Сеченов, М. М. Кольцова и т. д.
Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Таким образом, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышению.
3 Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга.
В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Синхронизация движений руки и органов артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений приводит к возбуждению речевых центров головного мозга. Это усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует улучшению артикуляционной моторики, а следовательно, и улучшению звукопроизношения.
Следовательно, кисть руки можно косвенно рассматривать как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.
4 В современном мире одним из самых перспективных направлений являются нейронауки. ЕЕ методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов
Нейропедагогика - это прикладная междисциплинарная научная область, направленная на построение образовательного процесса с учетом данных о развитии мозга, об эффективных методах обучения и преподавания.
В результате интеграции областей медицины и логопедии возникло новое средство коррекции – нейростимуляция, которая позволит осуществить связь между центральным и периферическим отделом речевого аппарата и вывести логопедическую работу на новый уровень воздействия.
5 использование нейростимуляции при коррекции звукопроизношения определяет актуальность, новизна и проблемы данной работы.
Целью работы является - Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения с помощью специальных приемов нейростимуляции
6 И решает следующие задачи.
- изучение различных методик автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения;
- Обеспечение достаточного уровеня активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга;
- подборка приемов нейростимуляции для автоматизации звуков;
- апробирование приемов нейростимуляции на этапе автоматизации звуков;
- оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с нарушениями речи в вопросах автоматизации звуков и
- показ специфики работы по автоматизации звуков с приемами нейростимуляции воспитателям детского сада
7Включение в работу коррекционной направленности приемов нейростимуляции положительно влияет на развитие:
мыслительной деятельности;
синхронизацию работы полушарий;
активизации развития речи;
улучшения запоминания;
устойчивости внимания;
облегчения процесса письма;
зрительно – моторной координированности, согласованности движений обеих рук.
8Нейростимуляция может оказывать прямое и непрямое воздействие, которое может осуществляться аппаратным и безаппаратным способом.
ДАННЫЕ способы позволяют повысить эффективность логопедической работы, сократить время постановки и автоматизации звуков.
И самое главное - способствует развитию межполушарного взаимодействия!
9 межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов
Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.
10 Развитие же межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
В своей работе мы используем нейроигры как эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
11-12Т. К стимуляцию рецепторных зон осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным проговариванием слов, слогов или пропеванием гласных звуков. Нами применялись нейроладошки …
13 мячики с игольчатой поверхностью (Суджок)
14 Тактильная чувствительность находит свое четкое запечатление в центре речедвигательного анализатора.
15 Игра О. Е. Громовой «Логопедическое лото» с помощью аппликатора Кузнецова на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений.
16 а также кинезиологические упражнения для активизации межполушарных связей головного мозга: различные виды нейродорожек
17 18 - перекладывание мяча разными способами
19 Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не требуем скорости, а добиваемся четкости, правильности, осознанности. ну, а темп, конечно поощряется.
20 Упражнение - рисование двумя руками
21Всё это - комплексы движений, в которые включены
• упражнения для выроботки речевого дыхания
• глазодвигательные упражнения
• упражнения на развитие общих моторных навыков
• упражнения для развития мелкой моторики
• массаж и самомассаж
21вывод: таким образом чтобы добиться успешного исправления звукопроизношения у детей с дизартрией, необходимо строить коррекционную работу так, чтобы на занятии у ребенка было задействовано как можно больше анализаторов: и зрительный, и слуховой, и кинестетический, и двигательный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. И конечно взаимодействие с педагогами, специалистами ДОУ и информирование родителей по данному направлению позволит ускорить процесс автоматизации звукопроизношения у детей.