Юлия Ермилова
Игры ТРИЗ по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
«Угадай, кто я?»
Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…». Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. «А ещё я умею.», - говорит ребёнок и показывает следующее движение.
После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, кататься, лежать… (мячик).
Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально задуман, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. Количество участников – до 10 человек.
«Кто же это делает?»
Темочки:
- Игры для детей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
(разновидность игры «Да – Нет»)
Один из участников загадывает дорожный знак, остальные дети по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: «Этот знак разрешает переходить дорогу? Мигает?» и т. д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя:
- я – Светофор. Я регулирую движение на дороге;
- я – Машинка. Я еду по дороге и слежу за движением;
- я –Регулировщик, я регулирую движение, когда стою на перекрестке и слежу за движением т. д.
Основная сложность данного тренинга заключается в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я собираю машину»
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребё нок объявляет: «Я собираю машинку и нужно мне…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в машине. В игре участвуют 3 – 4 ребёнка.
«Репка»
Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, пешеход сначало идет по тротуару, нужно нам перейти проезжаю часть, найти пешеходный переход, и т. д. тянем потянем… вытащили репку.
«Ромашка»
В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают картинки - ловушки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на одну из картинок, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о опасности в данной ситуации, что будет потом. Игра адресована старшим дошкольникам.
«Ты мой кусочек»
Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т. д.
В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек и т. д.
«Поедем кататься»
Каждый ребёнок получает медальон с изображением какого – то предмета. В разных уголках комнаты отмечают «станции» при помощи картинки или предмета. Дети паровозиком движутся по комнате. Возле станции даё тся сигнал: «Приехали!» Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды, транспорта, по материалу (станция деревянных изделий, по свойству (станция такого – то цвета) и т. д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение.
«Чудо – Юдо»
Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастический знак, созданное путём соединения частей разных знаков). Задача детей – как можно быстрее определить все части, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с подгруппами детей в процессе индивидуальной работы в свободное время.
«Моё настроение»
Воспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные предложения, связанные с ней. Например, работающий светофор, новогодний утренник в детском саду – радость, ожидание, веселье, машина проехала на красный свет– грусть, беда, разочарование, страх….
«Разведчики»
Для игры понадобятся большая сюжетная картина и набор предметных картинок. По команде «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества знаков те, которые характерны для водителя, для пешехода, для пассажира.
Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.
«Змея»
В игре участвуют 4 – 6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой системной цепочки: улица, квартал, район, город… Слова называют не по системному порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.
«Угадай, о чем я рассказала»
Цель. Узнать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование. Картинки с изображением хорошо знакомых детям дорожного знака.
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры : Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры : Дети выбирают знаки, транспорт
Воспитатель: Я – Светофор. Мои друзья – водители транспорта, пешеходы,
Игра «Фантазеры»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - дорожные знаки. Чем их можно заменить? А транспорт?
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, транспорт, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Что будет, если… (с 3-х лет).
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если перестанет работать светофор?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если не будет машин и т. д.»
Раз, два, три… ко мне беги! (с 3 - летнего возраста).
Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.
Правила игры :
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Волшебный светофор (с 4- летнего возраста).
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.
Правила игры :
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).
На что похоже (с 3-летнего возраста).
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры :
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Игра «Необычный самолет»
Цель: формировать умение использовать знакомые приемы фантазирования
Развивать воображение.
Правила игры : Дети закрывают глаза и представляют, что самолеты. Воспитатель предлагает представить необычный самолет, а сказочный, который отличается от обычного. ( Варианты: летают, хрюкают, подпрыгивают, необычно складывают крылья)
Игра «Неломающийся светофор»
Цель: формировать системное видение объекта, закреплять знания дорожного движения, развивать воображение.
Правила игры : Воспитатель превращает детей в машины, предлагает «поездить», соблюдая правила. Называет или показывает один сигнал светофора и говорит, что другой светофор сломался. (Хорошо, плохо? Кому? Что делать). Дети совместно с воспитателем придумывают неломающийся светофор.