Елена Подставкина
Самообразование «Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Лицей «МОК№2»
Тема по самообразованию :
«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»
Выполнила:
воспитатель гр. «Колокольчики»
Подставкина Е. А.
Воронеж 2017г
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Публикация «Самообразование „Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей
среднего возраста на 2017-2018 г.
Месяц Неделя Название игры
Задачи
Сентябрь 2 неделя Игра «Хорошо - плохо».
(роза, компьютер, дождь, рыба, солнце) Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Формировать устойчивость внимания.
Активизировать словарь детей.
3 неделя Игра «Хорошо - плохо».
(конфета, мороженое, огонь) Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны
Учить детей логически мыслить.
Учить отвечать на вопросы по цепочке
Воспитывать уважение к сверстникам.
Октябрь 1 неделя Игра "Маша-Растеряша" Умение видеть ресурсы решения проблем.
Ознакомление детей с различными функциями предметов.
Тренировать внимание.
Побуждать отвечать полными предложениями.
2 неделя «Назови части»
(дом, велосипед, машина, самолёт) Дать понятие о том, что объекты состоят из частей.
Учить детей выделять и называть части объектов
Учить, чётко произносить слова.
Называть назначение частей объектов.
Активизировать речь детей.
3 неделя «На что похоже»
(колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету) Активизация речи детей.
Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком.
4 неделя «Перевертыши» Продолжать пополнение словаря детей антонимами.
Упражнять в быстроте реакции.
Активизация словаря.
Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»
5 неделя «Что умеет делать?»
(мяч, телевизор, лягушка, река) Продолжать формировать умения выявлять функции объекта
Активизация словаря.
Учить подбирать к существительным глаголы.
Ноябрь 1 неделя «Раньше-позже»
Учить детей составлять логическую цепочку действий.
Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"
Продолжать развивать речь, память.
2 неделя «Где живет?» Научить детей выявлять над-системные связи объектов живой и неживой природы.
Продолжать развивать речь детей, мышление.
Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.
3 неделя «Мои друзья»
. Учить детей находить общие свойства и функции с объектами.
Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь
4 неделя «Найди друзей» Учить детей правильно находить функции объектов и называть их.
Учить детей быть внимательными.
Развивать логическое мышление.
Активизация словаря.
Учить отвечать на вопросы.
Декабрь 1 неделя "Найди друзей" Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.
Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.
Пополнять словарь.
Формировать представления о назначении того или иного объекта.
2 неделя "Рыболов" Упражнять в классификации представителей животного мира.
Продолжать формировать представления об объектах живой природы.
Развитие разговорной речи.
Учить, правильно строить предложения.
Пополнять словарь детей.
3 неделя "Кто или что это дело может сделать лучше» Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.
Учить определять функцию любого объекта.
Учить детей рассуждать.
Активизировать словарь детей.
Январь 2 неделя "Дразнилка" Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.
Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)
Логически мыслить.
Учить быть внимательными.
Пополнение словаря.
3 неделя "Дразнилка" Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы.
Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)
Активизация речи детей.
4 неделя "Назови предмет" Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.
Учить детей отвечать на вопросы.
Учить быть внимательными.
Активизировать словарь детей.
Февраль 1 неделя "Собери велосипед» или какой либо другой объект. Учить детей находить недостающие детали у объектов.
Формировать представление о том, что отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование.
Активизировать речь детей.
Развивать логическое мышление.
2 неделя "Что на что похоже?" Дать понятия о том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам
Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.
Активизация словаря.
Учить логически мыслить
3 неделя Игра «Бывает - не бывает»
Развитие логического мышления.
Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.
Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.
Активизация словаря.
4 неделя «Настоящее», «прошедшее», «будущее»
:
Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее.
Развитие у детей воображения и логического мышления.
Март 1 неделя «Природа и человек» Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.
Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.
Активизация словаря.
2 неделя «Чем был - чем стал» Учить определять линии развития объекта.
Развивать логическое мышление, речь
3 неделя «Чем был - чем стал» Учить определять линии развития объекта.
Развивать логическое мышление, речь
4 неделя «Мои друзья» Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.
Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.
Апрель 1 неделя «Мои друзья» Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.
Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.
2 неделя «Расставь по порядку» Формировать понимание у детей относительности размера. .
Систематизировать знания детей о размерах животных.
Развивать мыслительную деятельность.
Речь детей.
3 неделя «Да-нетка» Упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов.
Учить задавать вопросы.
Развитие логического мышления.
Активизация словаря.
4 неделя «Да-нетка» Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.
Продолжать учить детей задавать вопросы.
Развитие логического мышления.
Активизировать речь детей.
Май 1 неделя "Четвертый лишний". Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку
Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему.
Учить логически мыслить.
Пополнять словарный запас слов.
2 неделя "Кто или что это дело может сделать лучше» Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.
Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения.
Развивать речь.
3 неделя "Положи на место". Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.
Продолжать учить детей классифицировать объекты.
Развивать логическое мышление.
Речь детей.
4 неделя "Дорисуй, что я задумал" Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.
Учить детей быстроте реакции.
Логическому мышлению.
Учить называть получившийся объект.
Список литературы
1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.
4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.
7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст]\ Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст]\ А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.
10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.
12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.