Оксана Слюсарева
Игры, способствующие развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, способствующие развитию речи детей
• Скажи наоборот
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.
- сахар сладкий, а перец… (горький);
- дорога широкая, а тропинка … (узкая);
- ручей мелкий, а река … (глубокая);
- деревья в лесу высокие и … (низкие);
- морковь можно есть сырую и … (вареную).
• Какое что бывает?
Взрослый предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:
- зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, нитки, краска);
- широким (река, дорога, лента, улица);
Публикация «Игры, способствующие развитию речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, мальчик, хомячок);
- вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);
- пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);
- холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженое, сосулька);
- высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);
- круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, солнце, помидор).
• Назови ласково
Взрослый: бабушка.
Ребенок: бабулечка, бабуля, бабуленька.
Взрослый: мама.
Ребенок: мамочка, мамуля, матушка.
Взрослый: лиса.
Ребенок: лисичка, лисонька.
Взрослый: дочь.
Ребенок: дочка, доченька, дочурка.
• Задумай слово
Ребенок или взрослый по очереди задумывают слово, которое все знают, но не называют его, а только объясняют, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это слово, например:
- он пушистый, лакает молоко, мурлычет (котенок);
- он кукарекает (петух);
- она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
- она оранжевая, длинная, вкусная (морковка);
- оно белое, плывет по небу (облако).
• О чем еще так говорят?
Взрослый произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие, с учетом его многозначности.
Идет (дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус);
Играет (девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце);
Горький (- ое, - ие) (лекарство, перец, лук, огурец, горе, слезы);
Острый (нож, перец, суп, ум).
• Подбери словечко
Взрослый предлагает ребенку ситуацию, а он должен подобрать подходящие по смыслу слова.
1. рыжая белочка и серенький зайчишка были друзьями. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, ягоды, а зайчик – морковку, капусту. А потом они весело играли. Как можно сказать, какие были зверята? Как их можно назвать? (Добрые, ласковые, отзывчивые, добродушные, чуткие.) Если они весело играли, то какое у них было настроение? (Веселое, радостное, оживленное.
2. Маша, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: платье под стулом, тапочки на стуле, колготок вообще в комнате нет. Как можно назвать Машу? (Лодырь, лентяйка, неряшливая).