Татьяна Лазутина
Игры социально-коммуникативной направленности в работе с детьми на природе
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИРОДЕ
Игры на природе ассоциируются с подвижными играми. Но бывают такие ситуации, что подвижные игры становятся не уместными, возникает необходимость применять игры менее динамичные, но, по сравнению с подвижными, не менее интересные для детей и имеющие развивающее значение.
Публикация «Игры социально-коммуникативной направленности в работе с детьми на природе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдая за детской игрой на природе, нами была замечена стабильная закономерная особенность, дети предпочитали играть не в яркие игрушки приготовленные воспитателями, а предметами-заменителями: палочки, листики, камушки. Педагоги, в свою очередь, стремились переключить детей на игрушки и незаметно для детей собирали палочки, веточки и утилизировали их, поясняя об их не безопасности для детей. Этот процесс казался бесконечным, педагоги убирали опасные, по их мнению, предметы, а «Природа», будто посмеивалась над ними, вновь и вновь предоставляла детям «удивительные камушки» и не менее удивительные «палочки», давая им тем самым поле для развития воображения и других психических функций в процессе детской игры.
Мы предположили, что если предоставить детям возможность играть в предметы заменители обеспечив их безопасность для детей, то данный подход позволит решить ряд развивающих задач. Возникла идея использовать различные виды камушков в игре с детьми.
Нами была разработана познавательная программа «Премудрые камушки» направленная на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из 36 встреч с воспитанниками старшего дошкольного возраста, на каждом мероприятии обязательно используется символ программы «камушки», игры с камнями, они имеют разное значение, смысловую нагрузку и помогают решать различные задачи.
«Камень, это та же песчинка, только очень большая», - говорят дети. Им нравится собирать камушки, рассматривать их и производить различные манипуляции. Одно упражнение с камушком, описанное в книге Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии», очень нравится детям. Мы немного ее модернизировали для решения поставленных нами задач и предлагаем поиграть в эту игру. Игра проводится с детьми, сидящими в кругу. Обычный придорожный камешек демонстрирует педагог, сообщает предысторию его появления, предлагает, передавая его по кругу, описать камень какой он (холодный, неприятный, невзрачный, погладить камень, подарить ему частичку своего тепла, назвать его ласково. По завершению круга, камень по очереди попадает к каждому ребенку в ладони, дети делают выводы, что он уже не холодный, а «очень даже теплый». «Теплый» от слов, ласки и тепла ладоней. Дети делают выводы, что даже камень любит тепло, обещают быть щедрыми на теплые слова с друзьями, родными и другими людьми.
Основные цели игр на природе социально- коммуникативной направленности.
Такие как положительное отношение к каждому сверстнику, развитие умения слушать и слышать говорящего, замечать положительные качества, за что можно похвалить (образец взрослого, подсказка); снижение психоэмоционального напряжения, умения работать в парах, в группах, в коллективе; понимать и принимать, что все ребята имеют равные обязанности и права.
На природе можно организовать игру с предметами заменителями:
Игра: «Царь-гора».
Цель: формирование умения оказывать помощь, проявлять дружбу и уважение к сопернику, воспитание взаимовыручки, умения достойно проигрывать.
Задачи: развивать внимание, мелкую и крупную моторику, умение координировать свои действия, закрепление элементарных математических представлений, развитие наглядно-действенного мышления и умения договариваться, обсуждать правила, подбадривать другого игрока в достижении высших результатов.
Играют не менее двух участников, в парах, в командах.
Материал: шишки, камушки, короткие палочки – одинаковый набор для всех.
Игровая задача: выстроить высокую башню используя максимальное количество предметов. Если «башня» разваливается, все игроки считают, сколько предметов было включено. Побеждает та команда, игрок, кто использовал большее количество предметов.
Игра «Угадай, что задумано»
Цель: развитие ассоциативного, креативного мышления в коллективной игре.
Задачи: развивать внимание, воображение, речь детей, творческие способности, умение наблюдать, воспитывать чувства сопричастности к сообществу сверстников, позитивные установки к различным видам творчества.
Играют не менее двух участников, в парах, в командах.
Материал: шишки, камушки, короткие палочки – одинаковый набор для всех.
Игровая задача: выложить из предметов загаданный рисунок, сюжет, предмет (чем младше дети, тем проще должно быть изображение, либо можно применить «действие с предметом»). Чтобы не возникло желание у детей «жульничать», можно привлечь участника, наделив его задачей называть тему изображения.
Игра «Защитим планету»
Данное пособие необходимо выпустить в цветном формате, укрепить картоном, за ламинировать, вырезать и сложить по контору. Пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Может использоваться как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности детей.
Цель: Формирование позитивного отношения к общественной задаче по сортировки «мусора» способствующей принятию роли «защитника природы»
Задачи: развитие умений сортировки по заданному принципу; способствовать развитию умений соотносить предметы; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать внимание; развивать мелкую моторику; развивать умение классифицировать; воспитывать позитивные чувства к защите природы.
Игры проводятся с группой, парами и индивидуально.
Используются в любой части дня в зависимости от ситуации.
Дидактическое пособие состоит из следующих элементов.
- 6 коробочек-контейнеров различной направленности сортировки мусора на русском языке и 6 штук на латинице;
- 37 картинок (два набора с разной обложкой, серой и белой) с изображением мусора различного спектра
Варианты игр:
1 вариант. Предложить детям сортировать «мусор» по соответствующим контейнерам.
Решается задача по классификации, сортировки, развития внимания и воспитания позитивного отношения к умению регулировать внутреннею потребность в желании подражать взрослым в сбережении природных ресурсов.
У каждого ребенка свой контейнер и он находит соответствующий предмет по принадлежности и помещает его в контейнер.
2 вариант. Игра проводится в двух парах. Один участник одной пары изображает «иностранца», второй «россиянина» (горожанин, житель нашего села, двора, дворник и др.) Каждый из героев сортируют мусор только в свои контейнеры, которые подписаны словом на русской раскладке и на латинице. Два других игрока проводят контроль, переставляя на различные места контейнеры (запутывают игроков). Задача игроков быть предельно внимательными выбирая предметы именно определенной сортировки и помещать их только в свои соответствующие контейнеры. Задача контролеров проследить, чтобы игроки выполняли правило и в процессе игры «запутывали» участников, стремясь к тому, чтобы игроки не справлялись с заданием.
Решаемые задачи: развитие внимания, умения удерживать две задачи одновременно, формирование умения видеть дополнительные сигналы к классификации и выведения внутренних выводов о том, что контейнеры схожи по логотипу символики сортировки и текст (язык) не важен, сортировать можно и по символики. Данные выводы являются ключевым направлением задач.
После проведения игры проводится обсуждение. Дети проговаривают свои чувства, выводы и возникшие вовремя обсуждения заключения о деятельности по сбережению природы и ее ресурсов.
3 вариант. Индивидуальная игра. Ребенок сортирует картинки по принадлежности. Задача решается по развитию внимания и умения классифицировать.
Литература:
1. Глазунова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М. : Просвещение, 1992. - 143с. : ил.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 С.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии, электронный сборник. https://bookap.info/book/grabenko_chudesa_na_peske_praktikum_po_pesochnoy_terapii/load/pdf.shtm
4. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С,Комаровой, М. А. Васильевой;Т. Г. Казакова. Изодеятельность младших дошкольников. / М., 2003;Уханова А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб. : Речь; М. : Сфера, 2011. - 128 с
6. Сайт: Be Clever. Сортируем мусор. https://beclever.cc/